Риан Айслер

Чаша и клинок

систем, и отлучение

женщин, отраженное в Ветхом Завете, от их прежней роли жриц, так что отныне

к религиозным законам, управляющим обществом, имели отношение только

мужчины. Не случайно и то, что древо познания и древо жизни, когда-то

связанные с культом Богини, представлены как собственность верховного

мужского божества, символизируя и узаконивая этим навечно власть правящей

мужской верхушки над обществом, всех мужчин вообще - над женщинами.


Знание скверно, рождение нечисто, смерть священна


Как следовало уже из истории Адама и Евы, любое неповиновение власти

правящего мужского священничества - а по прямому приказанию Яхве мужчинам

вообще - становилось грехом. И авторитарность, и мужское господство надежно

оправдывались высшей мудростью, которую современные и грядущие тоталитаристы

- верующие или атеисты, будут проповедовать идущим за ними: не размышляй,

принимай, что есть, принимай то, что считают истиной власти. Главное, не

пытайся думать собственным умом, чтобы подвергать сомнению наши Истины,

взыскуя самостоятельных знаний. Ибо наказание будет ужасно. Но тогда как

непослушание властям и дерзкие попытки самостоятельно познать добро и зло

расцениваются как самое гнусное из преступлений, убийство и порабощение себе

подобных, уничтожение и присвоение их собственности в нашей Библии часто

прощается. Убийства на войне, мародерство, насилие над женщинами и детьми,

уничтожение целых городов были по сути, освящены свыше. Смертная казнь за

все виды ненасильственных правонарушений, включая сексуальные, также

представлена орудием божественного правосудия. И даже преднамеренное

убийство брата было не таким серьезным преступлением, как ослушание власти и

вкушение плодов от древа познания. Ибо не убийство Авеля Каином обрекло

человечество на жизнь в скорби, но недозволенная и самостоятельная попытка

Евы познать добро и зло.

И вот, в то время, как кровопролитие на войне, при жестоких наказаниях

или утверждении абсолютной власти мужчин над женщинами и детьми становится

нормой, акт рождения считается порочным и нечистым. В ветхозаветных законах

об очищении - очищение от родов втиснуто между очищением от проказы и

чистыми и нечистыми животными. В главе 12 книги Левит читаем, что женщина,

родившая ребенка, подлежала ритуальному очищению. Оно включало в себя не

только ее изоляцию, но и плату жрецам, и определенные ритуальные действия.

Только после принесения 'жертвы' за 'грех': годовалого агнца во всесожжение

и молодого голубя или горлицу - 'ко входу скинии собрания к священнику', и

после того как 'он принесет это перед Господом и очистит ее', она будет

чиста 'от течения кровей ее'.

Таким образом, сначала в Месопотамии и Ханаане, а затем в теократиях

Иудей и Израиля, воинственное, авторитарное правление и подчинение женщины

стали составными частями новой морали общества господства. Благодаря

мастерской переработке мифов, знание было призвано греховным. Даже рождение

сделалось грязным. Короче говоря, направление культурного развития было

изменено столь успешно, что действительность перевернули вверх ногами.

И все же, оглядываясь на историю, даже на ту, что составлялась в угоду

могущественным правителям, мы обнаруживаем, что старое мышление, древнее

мышление человечества, на совершенно ином витке эволюции старается снова

утвердиться Великая Богиня, чей культ был когда-то идеологическим стержнем

более миролюбивого и равноправного общества,: не исчезла бесследно. Хотя она

и перестала быть верховным началом, управляющим миром, с ее силой все-таки

невозможно было не считаться - ей поклонялись даже в средневековой Европе

как Богоматери. Несмотря на столетия запретов, ее культ не был полностью

истреблен. Как Гор и Осирис, как Гелиос и Дионис, а задолго до них - молодой

бог Чатал-Хююка, как юная богиня Персефона - Кора древних элевсинских,

таинств, Иисус - сын божественной Матери. По сути, он все еще является сыном

Богини, и, как ее более древние божественные дети, символизирует возрождение