Риан Айслер

Чаша и клинок

районах исчезают традиции знаменитой гончарной росписи. Постепенно

наступает время спада и застоя. Наконец в этот период растущего хаоса

развитие цивилизации и вовсе останавливается. Как пишет Меллаарт, до

появления шумерской и египетской цивилизаций оставалось еще две тысячи лет.

В Древней Европе физическое и культурное разрушение обществ неолита,

поклоняющихся Богине, также начинается в пятом тысячелетии до н. э. во

времена Первой Курганской волны, по выражению Гимбутас. 'Благодаря датировке

радиоуглеродным методом, сейчас можно проследить несколько миграций степных

скотоводов или 'курганского' народа, которые пронеслись по доисторической

Европе', - сообщает Гимбутас. Эти повторяющиеся нашествия и последующие

культурные шоки, а также перемещения населения были сосредоточены в трех

больших потоках: первая волна-4300-4200 годы до н. э., вторая волна -

3400-3200 и третья волна - 3000-2800 годы до н. э. (даты выверены

дендрохронологическим методом).

'Курганцы' принадлежали к племенам, которые ученые называют

индоевропейскими, или арийскими, и которые в наше время Ницше, а затем

Гитлер провозгласили единственной истинно европейской нацией. В

действительности, они не были европейцами по происхождению, так как пришли с

северо-востока Евразии. Не были они и индийцами, до арийского вторжения в

Индии жил другой народ, дравиды.

Однако термин 'индоевропейцы' остался. Он относится к длинной череде

вторжений кочевников с севера континента. Возглавляемые сильными жрецами и

воинами, они принесли с собой мужских богов войны и гор. Арийцы в Индии,

хетты и маиттанне в Месопотамии, лувийцы в Анатолии, курганцы в восточной

Европе, ахейцы и позднее дорийцы в Греции

постепенно насаждали свою идеологию и стиль жизни на завоеванных

территориях.

Были вторжения и других кочевников. Наиболее известен семитский народ,

который мы называем еврейским, пришедший из южных пустынь и вторгшийся в

Ханаан (позднее названный Палестиной по имени филистимлян, одного из

проживавших на этой территории народов). Нравственные принципы, которые мы

связываем с иудаизмом и с христианством, и акцент на стремлении к миру,

делаемый во многих современных церквах и синагогах, как-то заслонили от нас

то обстоятельство, что первоначально древние семиты были воинственным

народом, предводительствуемым кастой воинов-жрецов (левитское племя Моисея,

Аарона и Йешуа). Как и индоевропейцы, они тоже принесли с собой жестокого и

злого бога войны и гор (Иегову, или Яхве). И постепенно, как читаем в

Библии, тоже насаждали свою идеологию и стиль жизни на захваченных

территориях и среди покоренных народов.

Это поразительное сходство между индоевропейцами и древними евреями

привело к заключению, что у них могут быть некие общие истоки или, по

крайней мере, какие-то элементы культурного проникания. Но важны даже не эти

ненайденные кровные или культурные связи. Важно то, что определенно

объединяет эти народы: структура общественной системы и идеологии.

У них было две общих черты: первая - общественная система, в которой

мужское господство, мужское насилие и иерархическое и авторитарное строение

общества были нормой, и вторая - в отличие от обществ, заложивших основу

западной цивилизации, типичным способом получения материальных богатств

здесь было развитие не технологий производства, а все более эффективных

технологий разрушения.


Обработка металлов и мужское господство


В классической работе марксизма 'Происхождение семьи, частной

собственности и государства' Фридрих Энгельс одним из первых соединил

возникновение иерархии и социальное расслоение, основанное на частной

собственности и господстве мужчин над женщинами. Далее Энгельс связал

переход от матрилинейности к патрилинейности с развитием об работки меди и

бронзы. Однако открытие это было верно лишь отчасти. Ибо только в свете

последних исследований мы можем видеть, как специфически