Риан Айслер

Чаша и клинок

/>

отсутствие в нем божественной силы, способной защитить женщину и отомстить

за обиды, наносимые мужчинами.

Это не означает, однако, что Библия не содержит важных этических

заповедей и мистических истин или что иудаизм, каким он сложился, не внес

свой положительный вклад в западную историю. В самом деле, хотя становится

все более очевидно, что она уходит корнями в древнейшую мудрость, учению

иудейских пророков западная цивилизация во многом обязана своей гуманностью

и справедливостью. Например, учение Исайи, откуда почерпнуто многое в учении

Иисуса, предназначено скорее для общества партнерства, нежели господства.

Однако, наряду с гуманным и возвышенным иудео-христианская Библия содержит

целую сеть мифов и законов, созданных для установления, сохранения и

увековечения в социально-экономической организации системы господства.

Как курганцы, которые несколькими тысячелетиями раньше покорили Древнюю

Европу, древнееврейские племена, что вторглись в Ханаан из южных пустынь,

были периферийными захватчиками, принесшими с собой своего бога войны:

яростного и ревнивого Яхве, или Иегову. Они были более развиты технически и

социально, чем курганцы, но, как и индоевропейцы, также находились под

властью сильных и воинственных мужчин. Страница за страницей читаем мы в

Ветхом Завете о том, как Иегова повелевает разрушать, грабить и убивать, и

как эти повеления послушно выполняются.

Древнееврейская общественная организация, как и у курганцев и других

индоевропейцев, была крайне иерархична, во главе союза племен стояло

'колено' Моисея, левиты. Над ними - еще более малочисленная элита,

'коханим', наследственные священники, ведущие свой род от Арона. Как читаем

в Ветхом Завете, мужчины этого клана заявляли, что власть дана им самим

Яхве. Более того, исследователи Библии утверждают, что скорее всего именно

эта священническая элита приложила руку к переработке мифов истории с тем,

чтобы укрепить свое главенствующее положение.

И, наконец,-подкрепляя и утверждая принципы общества господства:

насилие, самовластие, мужское владычество - Ветхий Завет: однозначно

провозглашает, что мужчина, согласно воле Бога, должен господствовать над

женщиной. Ибо, как у курганцев и других индоевропейских захватчиков,

принесших разруху на земли Европы и. Малой Азии, общественная система евреев

основывалась на неравноправии.

Еще раз подчеркнем, что все это никоим образом не означает, что мы

хотим обвинить в насаждении идеологии господства религию древних евреев, а

тем более иудаизм. Поворот от партнерства к господству начался задолго до

вторжения евреев в Ханаан и происходил одновременно во многих частях

древнего мира. Более того, в своей концепции божества и морали иудаизм

выходит далеко за рамки Ветхого Завета, а мистическая традиция Шехины

сохранила многие элементы старого культа Богини.

Как мы видели, поклонение Богине было действительно широко

распространено в религии иудеев уже во времена монархии. Иногда встречались

женщины, все еще поднимающиеся до руководящих высот, как пророчица и судья

Девора. Но постепенно и чем дальше, тем больше на верхушке древнееврейского

общества оказывалась малочисленная группа мужской элиты. Созданные этой

правящей мужской кастой законы предусматривали взгляд на женщину не как на

свободное независимое существо, а как на собственность мужчин. Ветхий Завет

свидетельствует: сначала они должны были принадлежать своим отцам, позднее

переходили в собственность мужей, чьей собственностью были рожденные ими

дети.

Мы знаем из Библии, что юные девушки побежденных городов-государств,

'не познавшие мужеского ложа', как правило, обращались в рабство - так велел

Яхве. В Ветхом Завете мы также читаем о рабах и рабынях, и о том, что по

закону мужчина может продать свою дочь в рабыни. О многом говорит и тот

факт, что, когда раб-мужчина, освобождался, согласно библейскому закону,

его, жена и его дети оставались собственностью хозяина.

Но не только