Риан Айслер

Чаша и клинок

ни в коем случае не означает, что культурная

эволюция человечества тождественна биологической эволюции. Однако, хотя

между общественными и естественными науками существуют важные различия и при

изучении социальных систем необходимо остерегаться механистического

редукционизма, тем не менее между ними есть и важные черты сходства

относительно того, как изучаемые ими системы изменяются и самоорганизуются.

Все системы сохраняют себя посредством взаимодействия критических точек

системы, укрепляющего каждую из них. В силу этого теория культурной

трансформации, изложенная в данной книге, и теория 'хаоса', которую

разработали специалисты в области естественных наук и теории систем, являют

поразительное сходство, описывая то, что происходит (и что может вот-вот

снова произойти) в критических для системы точках разветвления, или

бифуркации, когда может стремительно трансформироваться система в целом .

Например, Элдредж и Гоулд утверждают, что эволюция - это не столько

непрерывное поступательное движение вверх, сколько длинные периоды

равновесия, когда никаких существенных изменений не, происходит, прерываемые

эволюционными точками разветвления, или бифуркации, когда возникают новые

виды да периферии или границе зоны обитания родительских видов. И хотя

отчетливо заметны различия между ответвлением новых биологических видов и

сдвигом от одного .типа общества к другому, мы увидим поразительное сходство

между моделью 'периферийных маргиналов', предложенной Гоулдом и Элдреджем, и

концепциями других теоретиков 'хаоса' и эволюции, с одной стороны, и тем,

что происходило и, кажется, сейчас снова происходит в культурной эволюции.

Вклад феминистских исследований в интегральное изучение культурной

эволюции, охватывающее все протяжение человеческой истории, равно как и обе

половины человечества, более очевиден: они содержат те данные, которые

отсутствуют в традиционных! источниках. По сути дела, переоценка нашего

прошлого, настоящего и будущего, предпринятая в данной книге, была бы

невозможна без трудов таких мыслительниц, как Симона де Бовуар, Джесси

Бернард, Эстер Боусрап, Гита Сен, Мэри Дейли, Дейл Спендер, Флоренс Хоу,

Нэнси Ходороу, Адриенн Рич, Кейт, Миллетт, Барбара Гелпи, Элис Шлегель,

Аннетт Кюн, Шарлотта Банч, Кэрол Крайст, Джудит Пласкоу, Кэтрин Стимпсон,

Розмари Рэдфорд Рузер, Хейзел Хендерсон, Кэтрин Маккиннон, Вильма Скотт

Хайди, Джин Бейкер Миллер, Кэрол Джиллиган, и список этот далеко не полон.

Этот корпус данных начал складываться еще со времен Афры Бен в семнадцатом

столетии и даже еще раньше, но окончательно выделился и оформился лишь в

последние два десятилетия. Сложившаяся на его основе концепция

ученых-феминисток открывает, подобно теории 'хаоса', новые горизонты для

науки.

Будучи совершенно различного происхождения (одна из традиционно мужской

науки, другая - из совершенно иного, женского опыта и мировоззрения),

феминистская теория и теория 'хаоса' имеют много общего. Официальная,

традиционная наука все еще подчас смотрит на обе дисциплины как на некую

таинственную активность на самой грани, или уже за нею, допустимого в науке.

Делая акцент на трансформации, эти два направления мысли отражают растущее

понимание того, что нынешняя система распадается и что мы должны найти путь

к совершенно иному будущему.


*********************************


Глава 1


ПУТЕШЕСТВИЕ В УТРАЧЕННЫЙ МИР НАЧАЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ


Пролежавшая более двадцати тысяч лет в пещерном святилище женская

фигурка рассказывает нам, людям современного Запада, о мировосприятии наших

древних предков. Эта небольшая, вырезанная из камня фигурка - одна из так

называемых 'Венер', которых до сих пор находят на всей территории

первобытной Европы.

Обнаруженные при раскопках на обширном географическом пространстве - от

Балкан в Восточной Европе до сибирского озера Байкал и на запад до

Виллендорфа под Веной и Грот дю Папп во Франции