Риан Айслер

Чаша и клинок

Торговые связи, по всей

вероятности, прекрасно стимулировали культурное развитие... Рисунки,

выгравированные на керамике, доказывают использование лодок, наличия с

шестого тысячелетия'.

Приблизительно между 7000 и 3500 гг. до н. э. у древних европейцев

развилась сложная социальная структура, включавшая ремесленную

специализацию. Сложились институты религии и управления. Для производства

инструментов и украшений использовались медь и золото. Существовали даже

зачатки письма. По словам Гимбутас, 'если определить цивилизацию как умение

данных людей приспособиться к окружающей среде и развить соответствующие

искусства, технику, письмо и общественные отношения, то очевидно, что

Древняя Европа достигла значительного успеха'.

Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские

племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью

даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и

удивительны оказались добытые ' лопатой археолога доказательства того, что

древнеевропейское общество имело по существу мирный характер. 'Древние

европейцы никогда не пытались жить в

-неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее

индоевропейцы, которые сооружали на

холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы

предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными

пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит

о мирном характере большинства эчих творческих народов'.

Более того, здесь, как и в Чатал-Хююке и Хаджи-ларе, где не наблюдалось

никаких следов военных разрушений более чем за 5 тысяч лет, археологические

свидетельства указывают, что мужское господство на было нормой.

'Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над

другим,- пишет Гимбутас. - На кладбище Винчи, насчитывающем 53 могилы,

мужские и женские захоронения практически не отличаются по богатству

убранства... С точки зрения положения женщины свидетельства Винчи указывают

на равноправное и явно непатриархальное общество. То же можно сказать и о

Варне: я не вижу никакой субординации, присущей патриархальной

мужской-женской шкале ценностей'. Гимбутас подчеркивает то, что многие

стараются не замечать: в этих обществах нет неравенства полов, которое лежит

'в природе человека'.

'Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил

практически на всех известных кладбищах древней Европы', - пишет Гимбутас.

Она также отмечает многочисленные указания на то, что это было матрилинейное

общество - общество, в котором родство и наследование велось по линии

матери. Более того, она замечает, что судя по археологическим

свидетельствам, женщины играли ведущие роли во всех аспектах

древнеевропейской жизни.

'В моделях домов-святилищ и храмов и в останках настоящих храмов,-

пишет Гимбутас,- женщины изображены возглавляющими подготовку и исполнение

ритуалов, посвященных различным аспектам и функциям Богини. Огромные силы

тратились на создание предметов культа и ритуальных даров. В храмовых

мастерских женщины изготавливали и украшали множество сосудов для различных

ритуалов. Рядом с алтарем храма - вертикальный ткацкий станок, на котором,

возможно, ткались священные одежды и храмовые аксесуары. Наиболее изощренные

из дошедших до нас творений Древней Европы - изысканные вазы, скульптуры и

т. д. были созданы женщиной'.

Художественное наследие, оставленное нам этими древнейшими

сообществами, где культ Богини был центром всей жизни, - все еще извлекается

из земли лопатой археолога. К 1974 году, когда Гимбутас впервые опубликовала

компендиум находок из ее собственных раскопок и раскопок других трех тысяч

поселений, было обнаружено не менее тридцати тысяч миниатюрных скульптур из

глины, мрамора, кости, меди и золота, в дополнение к огромному количеству

ритуальных ваз, алтарей, храмов и рисунков