Риан Айслер

Чаша и клинок

общественными делами'.

Таким образом, утверждение, что городам-государствам присущи

воинственность, иерархическая структура общества, подчиненное положение

женщины, неосновательно. В критских полисах, славных своим богатством,

высоко развитыми искусствами, ремеслами и процветающей торговлей,

техническое развитие, а с ними и усложняющаяся общественная структура,

дальнейшая специализация, не несли с собой никакого ущерба положению женщин

в обществе. Напротив, новое распределение ролей в меняющихся условиях не

ослабляло, а усиливало их статус. Поскольку не происходило никаких

фундаментальных общественных и идеологических изменений, новые процессы не

приводили к нарушению исторической преемственности, которое мы видим в

других местах. В южной Месопотами IV тысячелетия до н. э. мы находим

социальное расслоение и постоянные военные действия наряду со снижением

статуса женщин. На минойском Крите, несмотря на урбанизацию и общественное

расслоение, войны не велись и статус женщин не снижался.


Невидимость очевидного


Традиционная система взглядов, строящаяся на принципе иерархии,

подразумевает, что, если женщина занимает в обществе высокое положение,

положение мужчины обязательно должно быть ниже. Ранее мы видели, как

свидетельства о матрилинейном наследовании и родстве, о женщине как высшем

божестве, жрицах и царицах, наделенных временной властью, воспринимались как

указания на общество матриархата. Но это заключение не подтверждается

археологическими данными. Точно так же, из высокого статуса критских женщин

вовсе не следует, что статус критских мужчин можно сопоставить с положением

женщин в общественных системах с мужским господством.

На минойском Крите сам комплекс отношений между полами: определение и

содержание родовых ролей, а также отношение к чувственности и сексу - явно

отличался от нашего. Например, платья с открытой грудью у женщин и узкие,

подчеркивающие гениталии, одежды у мужчин демонстрируют откровенное

любование сексуальными различиями и осознание того наслаждения, которое

может быть возможно благодаря этим различиям. Современная гуманистическая

психология позволяет утверждать что это 'наслаждение' усиливало чувство

взаимопонимания между женщиной и мужчиной.

Естественное отношение критян к сексу имело и другие преимущества, не

укладывающиеся в рамки традиционного мировоззрения, в котором религиозная

догма часто рассматривала секс как больший грех, чем насилие. Как пишет

Хоукс, 'критяне, видимо, давали выход своей агрессивности в свободной и

уравновешенной сексуальной жизни'. Наряду с увлечением спортом и танцами, с

творческим духом и любовью к жизни эти свободные взгляды на секс

способствовали гармоничному характеру жизни.

Как видим, среди других цивилизаций этого периода Крит выделяется

прежде всего духом. По выражению Арнольда Хаубера, 'минойская культура

кардинальным образом отличается по духу от современных'.

А дальше - неодолимое препятствие, ученые встречаются с информацией,

которая автоматически исключается при господствующем мировоззрении. Когда

дело доходит до связывания этого основного отличия с тем обстоятельством,

что минойский Крит был последним и наиболее технически развитым обществом,

где мужское господство не было нормой, большинство ученых вдруг смущаются

или поспешно изменяют направление поисков. В лучшем случае обходят эту

трудность стороной. Они могут отметить, что в отличие от других древних и

современных цивилизаций, на Крите 'женские' добродетели миролюбия и

восприимчивости к нуждам других получили социальный приоритет.

Почти во всех работах по Криту встречается ссылка на любопытное

примечание Ч. Дарвина из 'Происхождения видов'. Работая над разделом о

расовых различиях, Дарвин вспоминал, как, когда он был в Египте, ему

показалось, что у статуи фараона Аменхотепа III негроидные черты. Пусть лишь

в примечании, но Дарвин сразу же сделал