Риан Айслер

Чаша и клинок

Весьма уместно химик

Джеймс Лавлок и микробиолог Линн Маргулис назвали эту теорию 'гипотезой Геи'

(Гея - одно из древнегреческих имен Богини).

Представления Древнего общества о силах, управляющих Вселенной, как о

Матери, что дарит и питает, также более утешительны психологически, а

социально менее тревожны, менее будоражащи, чем вера в воинственных

богов-мужчин, угрожающих суровой карой, которая и сейчас владеет почти всем

миром. В самом деле, то, с каким упорством на протяжении тысячелетий

западной истории и женщины, и мужчины продолжали почитать в образе

христианской Девы Марии сострадательную и милосердную мать, свидетельствует

о потребности именно в таком утешении. Однако, как и многие другие, иначе

неразрешимые загадки истории, эта приверженность становится понятной лишь в

контексте того, что мы знаем о традиции культа богини в доисторическую

эпоху.

Однако именно потому, что благодаря новым знаниям об изначальном

направлении культурного развития наше прошлое - и возможное будущее - стало

видеться совершенно в ином свете, нам так трудно эти знания освоить. А так

как они представляют большую угрозу для господствующей концепции,

предпринимаются многочисленные попытки их утаить, замолчать.

История археологических исследований повествует не только о

замечательных находках, но и о случаях, когда в дело включалась система

утаивания информации. Один из поразительных примеров-приказ, который получил

Джеймс Меллаарт, предписывающий остановить раскопки неолитического городища

в Хаджиларе, хотя еще не были вскрыты нижние, древнейшие слои, под

предлогом, что 'дальнейшая работа может принести лишь аналогичные

результаты, не имеющие особой научной ценности'. Это решение было принято

несмотря на возражения Меллаарта. И даже несмотря на то, что еще не были

исследованы наружные части насыпи, включая окружающие захоронения (обычный

источник богатейших археологических данных большинства раскопок). Но без

дальнейшей финансовой и организационной поддержки раскопки пришлось

остановить. Разграбленное позднее охотниками за сокровищами городище не

представляет никакого археологического интереса.

Несомненно, были и другие причины, вызвавшие решение преждевременно

свернуть эту важнейшую работу - решение, которое Меллаарт назвал 'одной из

самых трагических глав в истории археологии'. Но остается вопрос: до какой

степени это решение вызвано - пусть неосознанно - открытием, что в основе

богатой и разнообразной творческой деятельности Хаджилара лежала, по словам

Меллаарта, 'могучая и вдохновляющая сила, старая религия Анатолии, вера в

Великую Богиню'.

Как мы увидим далее, попытки оправдать мировоззрение господства

восходят к доисторическим временам. Конечно, основным инструментом этого

драматического поворота истории был Клинок. Но был и другой инструмент,

который в конце концов оказался даже более могущественным. Это орудие,

писаря и ученого - перо или стило для письма на дощечках. Об этом особенно

важно помнить сегодня, когда мы пытаемся построить мирное общество. Ибо в

конечном счете именно это, на первый взгляд, слабое орудие перевернуло

действительность в буквальном смысле вверх ногами.


***************************


Главы 6, 7


ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВВЕРХ НОГАМИ


'Орестея' - одно из самых известных и часто исполняемых греческих

драматических произведений. В ней бог Аполлон заявляет во время суда над

Орестом, убившим свою мать: 'Дитя родит отнюдь не та, что матерью зовется.

Нет, ей лишь вскормить посев дано. Родит отец. А мать, как дар от гостя,

плод хранит'.

'И вот вам правоты моей свидетельство' - продолжает Аполлон. - Отец

родит без матери. Пред вами здесь Паллада-дева, Зевса Олимпийца дочь. Она не

из чрева темного - Кто из богинь подобное дитя родит?'.

Афина, которая, согласно древнегреческим верованиям, появилась из

головы своего отца, Зевса, присоединяется к словам Аполлона.