Риан Айслер

Чаша и клинок

- заключает он.

Критская одежда, красивая и практичная, не стесняла свободы движений.

Физическими упражнениями и спортом занимались в свое удовольствие и мужчины,

и женщины. Что касается еды, то культивировались различные виды зерновых;

наряду с животноводством, рыболовством, пчеловодством и виноделием это

обеспечивало здоровье и разнообразное питание.

Развлечения и религия были тесно переплетены, и это делало отдых критян

приятным и содержательным. 'К прочим радостям жизни, - пишет

Плейтон,-добавлялись музыка, пение и танцы. Частыми были общественные

церемонии, в основном религиозного характера, сопровождавшиеся процессиями,

банкетами, акробатическими представлениями в построенных для этого театрах

или на аренах'. Среди них была и знаменитая критская taurokathapsia - игры с

быками.

Другой ученый, Рейнольдс Хиггинс, обобщает эту сторону критской жизни

так: 'Религия для критян была радостным занятием, обряды совершались в

дворцах-храмах или в открытых святилищах на вершинах гор, или в священных

пещерах... Их религия была тесно связана с развлечениями. Самыми важными

были игры с быками, которые, возможно, проводились в центральных дворах

дворцов. Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди

старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину'.

Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для

минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих

священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и

вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение,

мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и

по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное

удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о

благополучии для всего общества.

Еще раз подчеркнем, что Крит не был некоей идеальной утопией, но вполне

реальным человеческим обществом, полным проблем и недостатков. Это было

общество, возникшее несколько тысяч лет назад, когда еще не было ничего

похожего на то, что мы теперь называем наукой, когда люди пытались объяснить

явления природы через анимистические представления и задобрить их

жертвоприношениями. Более того, это было общество, существующее в мире

мужского господства и агрессивности.

Мы знаем, что у критян было оружие, например прекрасно украшенные

кинжалы, изготовленные с высоким техническим мастерством. Возможно, при

военных столкновениях в Средиземноморье они также участвовали в морских

битвах, охраняя свои торговые морские пути, защищая свои берега. Но в

отличие от других развитых цивилизаций того времени, критское искусство не

воспевает военные действия. Как уже отмечалось, даже знаменитый двойной

топор Богини символизировал щедрое плодородие земли. Напоминая мотыгу,

которой взрыхляли землю для посева, топор в то же время был стилизацией

бабочки, одного из символов трансформации и возрождения Богини.

Нет и указаний на то, что материальные ресурсы Крита были-как это

происходит сейчас- вложены в средства уничтожения. Напротив, есть

свидетельства того, что богатства острова использовались, прежде всего,

чтобы создать гармоничную жизнь.

Как пишет Плейтон, 'вся жизнь критян была принизана пламенной верой в

богиню Природу, источник всего мироздания и гармонии. Отсюда их миролюбие,

ненависть к тирании и уважение к закону. Даже среди правящих классов

неизвестны были личные амбиции, нигде не найдешь ни имени автора на

произведении искусства, ни записи деянии правителя'.

В наше время, когда 'миролюбие, ненависть, к тирании и уважение к

закону' стали необходимы для .выживания человечества, разница между духом

Крита и духом соседних цивилизаций может представлять больше чем просто

академический интерес. В критских городах, не имевших оборонительных

сооружений, в 'незащищенных' виллах на берегу моря и в отсутствии