Риан Айслер

Чаша и клинок

неолита, столь

многочисленны, что одно их перечисление заняло бы несколько томов. Но прежде

всего дело в том, что новый взгляд на доисторические времена явился

следствием изменения методов и целей археологических изысканий. Идея

откапывать захороненные сокровища древних принадлежит еще ворам, которые

разграбили гробницы египетских фараонов. Но археология как наука

сравнительно молода, она родилась в 1800-х годах. Тогда еще первые

археологические раскопки, хотя и побуждаемые интересом к нашему прошлому,

имели примерно ту же цель, что и набеги грабителей, - добыть интересные

реликвии для музеев Англии, Франции и других колониальных держав. Взгляд на

раскопки как на возможность извлечь возможно больше информации - независимо

от того, обнаружены ли сокровища, - восторжествовал гораздо позднее. По сути

дела археология как систематическое изучение образа жизни, мышления,

технического и социального развития наших предков стала собой лишь после

второй мировой войны.

Но, главное, возможности археологии значительно увеличились благодаря

некоторым техническим открытиям; радиоуглеродному методу датировки,

изобретенному Нобелевским лауретом Уиллардом Либби, или

дендрохронологическому методу (по древесным кольцам). До сих пор даты

устанавливались лишь условно - путем сравнения одних предметов с другими,

предположительно более или менее 'развитыми'. Однако, как только датировка

стала делом надежной техники, уже невозможно утверждать, что, если предмет

более технически или эстетически совершенен, он непременно относится к более

позднем и якобы более цивилизованным временам.

Вследствие этого коренным образом были пересмотрены все датировки, что,

в свою очередь, круто изменило наши представления о доисторических временах.

Сейчас мы знаем, что сельское хозяйство - одомашнивание диких животных и

растений- относится к периоду более раннему, чем было принято считать. На

самом деле первые признаки того, что археологи называют сельскохозяйственной

революцией, или революцией неолита, начинаются уже за 8-9 тысяч лет до н. э.

Она была важным прорывом в материальной технологии, и соответственно истоки

того, что мы называем западной цивилизацией, также обозначаются гораздо

раньше, чем считалось доныне.

В то же время продолжалась духовная эволюция человека. Первая

антропоморфная религия, сосредоточенная на культе Богини, превратилась

теперь в сложную систему символов, ритуалов, божественных велений и

запретов; все они нашли свое выражение в богатом искусстве периода неолита.

Некоторые из наиболее ярких свидетельств этой художественной традиции

получены в результате раскопок в Чатал-Хююке. Пока что раскопана только

двадцатая часть участка площадью в полтора десятка гектаров. Но уже вскрыт

культурный слой, относящийся к периоду 6500-5700 гг. до н. э. И здесь мы

обнаруживаем замечательно развитый центр искусства с богатой настенной

живописью, каменной скульптурой и большим количеством глиняных фигурок

Богини: мы видим искусство, в центре которого - поклонение женскому

божеству.

'Его многочисленные святилища, - писал Мелла-арт о Чатал-Хююке, обобщая

итоги трех первых сезонов раскопок (1961-1963), - свидетельствуют о наличии

развитой религии, системы мифов и символов; постройки-о начатках

архитектурного мышления; хозяйство - о богатом земледельческом и

животноводческом опыте, а предметы, сделанные из материалов, несвойственных

данной местности, - об оживленной торговле сырьем'.

Однако южная часть анатолийского плоскогорья, где расположены

Чатал-Хююк и Хаджилар (5700-5000 гг. до н. э.), предоставившие нам столько

ценных сведений о ранних цивилизациях,-лишь одно из мест обитания

земледельческих общин, поклонявшихся Богине. В самом деле, примерно к 6000

г. до н. э. не только совершилась земледельческая революция, но и - цитируя

Меллаарта-'хорошо развитые земледельческие общества начали распространяться

на окраинные территории,