Риан Айслер

Чаша и клинок

Изображения бычьих рогов были обнаружены и в жилищах и

святилищах Чатал-Хююка, где они образовывали жертвенник под изображением

Богини. Сам бык здесь обозначает высшую власть Богини. Это символ мужского

начала, но и он, как все прочее, исходит из всерождающего божественного лона

- что графически запечатлено в Чатал-Хююкском святилище, где Богиня рожает

бычка.

Даже неолитический образ Богини в двух ипостасях - как, например.

Богини-близнецы из Чатал-Хююка-дошел до исторических времен, воплотившись,

скажем, в классических греческих образах Деметры и Коры, Матери и Девы,

символизирующих цикличное возрождение природы. В самом деле, дети Богини

неразрывно связаны с темами рождения, смерти и воскресения. Ее дочь в Греции

классического периода стала Корой, или Персефоной. А ее сын-любовник (супруг

в исторические времена) возникал под такими именами, как Адонис, Таммуз,

Аттис и, наконец, Иисус Христос.

Эта, на первый взгляд, удивительная преемственность религиозной

символики станет понятнее, если мы вспомним, что и в неолите-энеолите

Древней Европы, и в минойско-микенском Бронзовом веке поклонение Великой

Богине было важнейшей чертой жизни, В анатолийском поселении Чатал-Хююк

культ Богини пронизывает все стороны бытия. Например, из 139 помещений,

раскопанных в 1961-1963 гг., 40 служили святилищами. То же можно наблюдать в

Европе, а позднее на острове Крит, где, как пишет М. Гимбу-тас, 'святилища

того или иного рода столь многочисленны, что можно предположить - не только

каждый дворец, но и каждый частный дом использовался в подобных целях...'

При таком количестве алтарей, священных символов вроде бычьих рогов и

двойного топора Кносский дворец должен был походить на храм, На каждом шагу

колонны и символы напоминают о присутствии Великой Богини'.

Сказать, что люди, поклонявшиеся Богине, были религиозны, значило бы

ничего не сказать, ибо тогда не было разделения на светское и священное. Как

указывают историки религии, в доисторические, а во многом и в исторические

времена религия была жизнью, а жизнь - религией.

Одной из причин того, что это обстоятельство недооценивалось, является

традиционный взгляд многих ученых на почитание Богини как на 'культ

плодородия', а на саму Богиню - как на 'Мать-землю'. Однако, хотя

плодовитость женщин и земли была и остается необходимым условием выживания

рода человеческого, свести верования древних к этому было бы упрощением -

все равно, что, скажем, определить христианство как культ смерти, поскольку

центральным образом его искусства является Распятие.

Религия неолита, подобно современным религиозным и светским идеологиям,

выражала мировоззрение людей своего времени. О том, насколько оно отличалось

от нашего, мы можем узнать, сравнивая религиозные пантеоны неолита и

христианства. В неолите главой святого семейства была женщина - Великая

Мать, Царица небесная или Богиня в различных ипостасях. Ее супруг, брат

и/или сын были также божественны. Наоборот, главой христианского святого

семейства был всемогущий Отец. Вторая мужская фигура пантеона - Иисус

Христос - является другой ипостасью Бога-главы. И хотя Отец и Сын бессмертны

и божественны, Мария, единственная женщина в этом религиозном слепке с

патриархальной семьи, просто смертная, то есть, как и ее земные сородичи,

стоит ступенью ниже.

Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством

является мужчина, отражают такой общественный порядок, в котором родословная

патрилинейна (прослеживается по отцу) и домицилий патрилокален (жена уходит

жить в семью или клан мужа). И, наоборот, религии, в которых самым

могущественным или единственным божеством является женщина, отражают такой

общественный порядок, в котором родословная матрилинейна (прослеживается по

матери) и домицилий матрилокален (муж идет жить в семью или в клан жены).

Более того, иерархическая общественная структура с мужским господством и

была отражена и поддержана религиозным мужским пантеоном (пантеоном с