Риан Айслер

Чаша и клинок

взгляд, он несет

фонетическую нагрузку, которая произошла от идеограммы. 'М', - по-видимому,

идеограмма воды, как и в древнеегипетском языке, - вероятно, обладала

фонетической нагрузкой с древнейших времен, по крайней мере, с VI

тысячелетия до н. э..

Изучая символы и знаки, появлявшиеся сначала на фигурках, а позднее во

все большем количестве, - на керамических сосудах, печатях, дисках и бляхах,

Гимбутас пыталась установить их значение по ассоциации. Она предположила, к

примеру, что знак 'V' может обозначать Богиню в облике птицы и что предметы,

помеченные этим знаком, имеют отношение к соответствующему культу. Далее она

отмечает, что, когда позднее знаки стали выстраиваться в ряды, повторяющиеся

сцепления 'V' (а также 'М', 'X' и 'У'), возможно, означали клятвы, молитвы

или посвящения даров Богине.

Гимбутас также отмечает 'несомненное сходство древнеевропейских 'букв'

со знаками линейного письма А, кипрско-минойского и классического кипрского

шрифтов. Это наводит на мысль о том, что линейное письмо А, древнейший и до

сих пор не расшифрованный шрифт минойского Крита, произошел от

сохранившегося неолитического знакового письма, а не был заимствован

критянами (как до сих пор считалось) у народов Малой Азии и Египта, с

которыми они вели торговлю.


Новый взгляд на прошлое


Вся эта информация об утерянном прошлом неизбежно ведет к конфликту

между старым и новым в нашем мышлении. Старый взгляд: в основе древнейших

родственных (а затем и экономических) отношении - мужчины, охотящиеся и

убивающие. Новый взгляд: начала общественной организации заложили матери и

их дети, делящиеся друг с другом. Старая концепция рассматривала первобытные

времена, как историю 'мужчины - охотника - воина'. Новое видение считает и

мужчин, и женщин равноправными существами, использующими свои уникальные

человеческие возможности для поддержания и приумножения жизни.

Воинственный троглодит волочет за волосы женщину - подобная сцена

совершенно не характерна для большинства существующих в наше время

первобытных племен; так и в древности. Оказывается, что доисторические

времена палеолита были удивительно мирным периодом. И точно так же, как

Генрих и София Шлиман доказали в свое время, что город Троя не выдуман

Гомером, а действительно существовал, новые археологические находки

подтверждают легенды о той эпохе, когда бог-мужчина еще не повелел женщине

быть покорной мужчине, когда человечество жило в мире и достатке.

В общем, новое видение культурной эволюции открывает нам, что мы вовсе

не обречены вечно подчиняться мужскому господству, мужскому насилию и

самовластию, а мир невоинственный и равноправный - не утопическая мечта, но

реально возможное будущее.

Однако в наследство от цивилизации Богини мы получили не только тоску

по временам, когда 'древо жизни' и 'древо познания' считались еще дарами

Матери-Природы, данными и мужчинам, и женщинам. И не только горькую мысль о

том, что было бы, если б человечество взрослело, не расставаясь с этими

дарами. Как мы видели, главное, что досталось нам от древнейших времен, -

фундаментальные технологии, на основе которых и выросла вся позднейшая

цивилизация.

Конечно, эти общества вовсе не были идеальными, утопическими, хотя

внесли огромный вклад в человеческую культуру и оставили по себе добрую

память как о лучших, более безмятежных временах. Важно подчеркнуть, что

мирное общество еще не означает отсутствия всякого насилия вообще, ведь там

жили люди из плоти и крови, со всеми человеческими слабостями и

недостатками.

Более того, материальные технологии неолита, при всей их оригинальности

и перспективности, были, по сравнению с современными, еще весьма примитивны.

Хотя, видимо, существовало письмо, не было письменной литературы. И,

несмотря на наличие знаний о разнообразных предметах - от земледелия до

астрономии, не было науки в нашем понимании.

В религиозном искусстве неолита наши