Риан Айслер

Чаша и клинок

продуктивных, надежных и гуманистических сбособов

сосуществования друг с другом и с природой.


Риан Айслер

май 1991 г.


**********************************************


ВВЕДЕНИЕ


Эта книга открывает дверь. Ключ к ней подобран усилиями многих людей,

написавших множество книг. Еще больше усилий и книг потребуется, чтобы до

конца исследовать широкие просторы, которые лежат за этой дверью. Даже

сквозь малюсенькую щелочку, на которую приоткрылась дверь, проникает

захватывающее дух новое знание о нашем прошлом - и новый взгляд на наше

возможное будущее.

Для меня поиски этой двери были делом всей жизни. Очень рано я

заметила, что люди, принадлежащие к разным культурам, неодинаково видят

реальность - то, что есть на самом деле. Так же рано у меня развилось

чувство страстного сочувствия к людям. Когда я была совсем маленькой, мир

вокруг меня, казавшийся таким уютным и безопасным, разбился вдребезги. Это

произошло, когда нацисты оккупировали Австрию. Я видела, как уволокли моего

отца. Когда же матери чудом удалось вызволить отца из гестапо, мои родители

и я спаслись бегством.

Почему мы охотимся друг за другом и преследуем друг друга? Почему наша

жизнь переполнена чудовищной бесчеловечностью мужчин по отношению к мужчинам

- и к женщинам? Как могут люди быть столь жестокими к себе подобным? Что

постоянно склоняет нас к жестокости, а не к доброте, к войне, а не к миру, к

разрушению, а не к созиданию?

Из всех форм жизни на этой планете только мы умеем сеять и собирать

урожай, сочинять стихи и музыку, искать справедливости и истины, учить

ребенка читать и писать - и даже смеяться и плакать. В силу нашей уникальной

возможности воображать новые реальности и воплощать их в жизнь посредством

все более совершенных технологий мы в буквальном смысле соучаствуем в нашей

собственной эволюции. И, однако, это уникальное существо, сейчас, похоже,

стремится к тому, чтобы положить конец не только собственному развитию, но и

вообще жизни на земном шаре, угрожая планете экологической катастрофой или

ядерным уничтожением.

Время шло. Я продолжала свои профессиональные занятия, стала матерью.

Постепенно все мои занятия, все мои публикации сосредоточились на

исследовании будущего. Мои представления, расширялись и углублялись. Подобно

многим людям, я пришла к убеждению, что мы стремительно приближаемся к

перекрестку на дороге эволюции и что никогда прежде наш выбор дальнейшего

пути не был столь жизненно важным. Но какую дорогу нам следует выбрать?

Социалисты и коммунисты утверждают, что причина всех наших бед и

проблем - капитализм; капиталисты настаивают на том, что социализм и

коммунизм ведут нас к гибели. Некоторые объясняют наши трудности выбранной

нами 'индустриальной парадигмой', считают, что во всем виновато наше

'научное мировоззрение'. Другие вешают всех собак на гуманизм, феминизм,

секуляризм, настаивают на необходимости вернуться к 'добрым старым временам'

менее развитых, более простых, более религиозных эпох.

Однако, если мы посмотрим на самих себя - что мы вынуждены делать у

телевизора или во время мрачного ежедневного ритуала просмотра газет за

завтраком, - то увидим, что капиталистические, социалистические и

коммунистические страны в равной степени соревнуются в гонке вооружений и

всех прочих безумиях, которые угрожают как нам самим, так и окружающей нас

среде. А если мы взглянем на наше прошлое - на бойни, которые были обычным

делом для гуннов, римлян, викингов и ассирийцев, на чудовищную резню,

которую несли с собой христианские крестовые походы или инквизиция,-то

увидим, что в древних, донаучных, доиндустриальных обществах насилия и

несправедливости было еще больше.

Раз идти назад - это не выход, то как нам двигаться вперед? Много всего

понаписано о Новой Эре, о радикальных и не имеющих себе равных переменах.

Но, говоря конкретно, что все это значит? Переход от чего к чему имеется в