Риан Айслер

Чаша и клинок

- обряды, в которых

женщины выступали в роли жриц Богини.

То есть, по старым меркам, Иегова не имел права приказывать Еве. А Ева

и змей, как представители Богини, не обязаны были ему подчиняться.

Однако если эта часть истории грехопадения приобретает смысл только с

учетом древних реальностей, остальное проясняется только в свете насаждаемой

системы господства. Ибо как и преображение быка (еще одного древнего

атрибута Богини) в дьявола с рогами и копытами христианской иконографии, так

и превращение древнего символа пророческой мудрости в символ сатанинского

зла и женской вины за все несчастья человечества были, безусловно,

политической уловкой. Привычные образы намеренно наполнялись противоположным

содержанием.

Обращенное к первоначальной аудитории Библии - народу Ханаана, что все

еще помнил страшные истязания, которым подвергли их предков люди, принесшие

с собой новых богов войны и грома, - повествование о тяжелейших последствиях

Евиного непослушания было не просто аллегорией о 'греховности' человечества.

Оно явно предупреждало: перестаньте поклоняться Богине.

'Грех' Евы, бросившей вызов Иегове и осмелившейся приблизиться к

источнику знания, подразумевал, что она отказывается отойти от старого

культа. А поскольку ее, первой женщины, символа женского начала, преданность

старой вере оказалась крепче, чем у Адама, который лишь последовал ее

примеру, и наказать Еву следовало строже. Отныне она должна быть покорна во

всем. Умножится скорбь ее в беременности ее - 'в болезни' предстояло

вынашивать и рожать детей. И во все времена будет над нею властвовать

жестокий Бог и мужчина, его земной представитель.

Подвергая поношениям змея, связывая женщину со злом, старались

дискредитировать Богиню. В самом деле, наиболее ярким примером попыток,

заложенных в Библии, установить и поддержать власть мужчин, иерархию и

войну, является даже не отношение к змее. Гораздо более выразительно

отношение мужчин, ее составляющих, к самой Богине.


*******************************


Сначала захватчики были просто бандами разбойников, которые убивали и

грабили. Например, в Древней Европе резкое исчезновение существовавших

культур совпадает с появлением курганных захоронений. А в Библии мы читаем,

как целые города сжигались дотла и как произведения искусства, включая

святыни поверженных народов, 'языческие идолы', переплавлялись в слитки

золота, чтобы удобнее было перевозить.

Но по прошествии времени новые повелители сами стали меняться. Они, их

сыновья и внуки и внуки их внуков, восприняли некоторые передовые

технологии, ценности и образ жизни побежденных народов. Оседая, они часто

брали в жены местных женщин. Подобно микенским правителям на Крите и царю

Соломону в Ханаане, они стали больше интересоваться 'изящным' в жизни,

строили для себя дворцы, собирали произведения искусства.

Таким образом, постепенно, после очередной волны вторжений, все-таки

возобновлялось движение в сторону утонченности и усложненности техники и

культуры. Всякий раз после какого-то периода культурного регресса прерванный

ход развития цивилизации продолжался. Однако развитие это принимало теперь

иной оборот. Одну черту древнейшей культуры мужчины, если они хотели

сохранить свое господствующее положение, принять не могли. Эта черта, а

точнее, совокупность черт составляла стержень Древней модели общественного

устройства - миролюбие и равноправие.


Поворот цивилизации


Одновременное существование двух систем - системы господства,

насаждавшейся поверх системы партнерства, - несло опасность, что старый

порядок, привлекательный для тех, кто жаждал мира и свободы от угнетения,

снова возобладает. Постоянно существовала угроза, что восстановится старая

социально-экономическая система, при которой глава матрилинейного клана

держала в своих руках землю, будучи попечителем своего народа.

Для укрепления власти новой правящей элиты, необходимо было