Риан Айслер

Чаша и клинок

/>

природы, воскресая каждую весну на Пасху.

Точно так же, как сын Богини, он когда-то был ее супругом; в

христианской мифологии Христос также является Женихом Матери-Церкви.

Крестильная купель или чаша, занимающая столь важное место в христианских

обрядах, является еще древним женским символом сосуда или вместилища жизни;

вместе с Крещением, как пишет историк мифа Эрих Ньюманн, это означает

'возвращение в таинственное чрево Великой Матери и его воды жизни'.

Даже день рождения, выбранный для Иисуса (истинная дата неизвестна),

был заимствован из праздников, посвященных культу Богини. Для праздника

Рождества было выбрано время года, когда древние традиционно отмечали зимнее

солнцестояние, - день, когда Богиня рождает солнце, обычно выпадавший на

период между 21 и 24 декабря. Также и дни с 21 декабря по 6 января (праздник

Крещения), на которые еще и в римские времена приходились народные

празднества рождения и обновления.

Но при всем сходстве существуют и фундаментальные различия.

Единственная женщина христианского пантеона - смертна. Она все еще

почитается как милосердная и сострадающая мать. На некоторых изображениях,

как, например, 'Vierges Ouvrantes', она все еще хранит в своем теле высшее

чудо и тайну жизни. Но теперь она явно второстепенная фигура. Центральным

мифом этой 'мужской' религии стало не рождение юного бога, а его распятие и

смерть.

Мать только дает жизнь Христу; это божественный Отец посылает его на

землю - жертвенного козла отпущения для искупления человеческих пороков и

грехов. А для смертных, которых он послан 'спасти', его краткое пребывание в

этой 'юдоли слез' не имеет особого значения. Важна лишь его смерть и его

обещание лучшей жизни после смерти - но только для тех, кто покорно

исполняет все предписания Отца. Для остальных же нет надежды даже в смерти -

лишь вечные муки и проклятье.

Теперь акцент в религиозной символике приходится уже не на живительные,

поддерживающие и возрождающие силы Богини. Исчезли изображения цветов и

птиц, животных и деревьев, оставшись в лучшем случае лишь фоном. Еще

сохранилась память о Богине, укачивающей на руках свое божественное дитя, -

это Мадонна с младенцем. Но теперь умы людей захвачены и снедаемы одной

темой, пронизывающей все христианское искусство. Полотно за полотном

изображает христианских святых, истязающих свои тела нечеловеческими муками,

христианских мучеников, убиваемых самым жестоким образом - дюреровские

мрачные видения, 'Страшный Суд' Микеланджело и бесконечный танец Саломеи с

отрубленной головой Иоанна Крестителя.

Но, вероятно, сюжет, присутствующий в искусстве повсеместно - Христос,

умирающий на Кресте,- как никакой другой демонстрирует, насколько изменился

основной мотив искусства. От прославления природы и жизни оно перешло к

возвеличиванию боли, страданий и смерти. Ибо в этой новой действительности,

которую, как теперь считается, единолично сотворил Бог-мужчина, живительную

и питающую Чашу как высшую силу Вселенной вытеснила сила подавления и

разрушения, смертоносная сила Клинка. От этой действительности и по сей день

страдает все человечество - и женщины, и мужчины.


*******************************


Главы 8, 9


ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ИСТОРИИ


Путешествуя сквозь толщу времени, мы смогли, благодаря археологическим

находкам, побывать в иной действительности. На 'той' стороне мы обнаружили

не грубые стереотипы 'человеческой природы', но удивительные горизонты

лучшей жизни. Мы видели, как на заре цивилизации культурное развитие

затормозилось, а затем повернулось вспять. Мы видели, что когда

социально-техническое развитие возобновилось, оно приняло совершенно иное

направление. Однако мы видели и то, что корни древней цивилизации все-таки

не удалось выкорчевать полностью.

Любовь древних к жизни и природе, обычай делиться, а не отнимать,

заботиться, а не угнетать - представление о власти, как об ответственности,