Риан Айслер

Чаша и клинок

/>


Война, рабство и жертвоприношение


Возможно, важнее всего то, что вместе с оружием, нарисованным на

скалах, камнях, стелах, которое появляется после курганских набегов, мы

обнаруживаем, по словам Гимбутас, 'самые ранние из известных изображений

индоевропейских богов-воителей'22. Некоторые фигуры -

'полуантропоморфические', - описывает Гимбутас раскопки в пещерах

Итальянских и Швейцарских Альп; у них есть головы и руки. Но большинство из

них - абстрактные образы, 'в которых бог представлен только одним своим

оружием или оружием в сочетании с поясом, ожерельем, двойной спиральной

подвеской и божественным животным - конем или оленем. В некоторых

композициях там, где должна быть голова бога, появляются солнце или оленьи

рога. В других - вместо рук алебарды или топоры на длинном топорище. Один,

три, семь или девять кинжалов размещены обычно в центре композиции, чаще

всего над или под поясом'.

'Оружие, очевидно, символизировало функции и могущество бога, - пишет

Гимбутас, - и почиталось как атрибут бога. Святость оружия хорошо

прослеживается во всех индоевропейских религиях. Геродот указывает на то,

что скифы приносили жертвы своему священному кинжалу, Акенакес. Более ранние

изображения вооруженных божеств в этом регионе неизвестны'.

Это прославление смертоносной силы острого клинка естественно для

жизни, в которой организованное убийство других людей, разрушение и захват

их имущества, подчинение и эксплуатация их личности было нормальным

явлением. Судя по археологическим раскопкам, начало рабства тесно связано с

этими вооруженными вторжениями.

Например, раскопки указывают на то, что в некоторых курганских лагерях

большинство женщин было не курганского, но скорее древнеевропейского

происхождения. Это может означать, что курганцы вырезали большинство местных

мужчин и детей, но оставляли некоторых женщин, которых взяли себе как

наложниц, жен или рабынь. Это, как свидетельствует Ветхий Завет, было

обычным делом, когда несколькими тысячелетиями позже кочевые европейские

племена вторглись в Ханаан. В библейской книге Чисел

(31:32-35), например, читаем, что среди захваченных трофеев в битве

против мадианитян добычи было мелкого скота, крупного скота, ослов (именно в

таком порядке) и 32 тысячи девственниц, которые не знали мужского ложа.

Насильственное низведение женщин, а также их детей (и мальчиков, и

девочек) до уровня собственности мужчины также подтверждается практикой

курганских захоронений. Среди первых известных свидетельств 'курганизации' -

ряд могил, датирующихся иногда периодом до четвертого тысячелетия до н. э.,

другими словами, вскоре после первой волны курганских завоевателей,

прокатившейся по Европе.

Это так называемые могилы вождей, характерные для индоевропейской

иерархической социальной организации, где верхушкой общества была группа

сильных воинов. В этих могилах - по словам Гимбутас, явно 'чуждом культурном

феномене', - наблюдаются заметные отличия в обрядах и атрибутах захоронения.

В отличие от древнеевропейских эти могилы имеют разные размеры, а также

различный состав того, что археологи называют 'погребальными дарами' -

содержимого гробницы, кроме покойного.

Среди этого содержимого мы находим, впервые в Европе, рядом с высоким

или ширококостным скелетом мужчины скелеты принесенных в жертву женщин -

жен, наложниц или рабынь умершего. Такую практику захоронений, которую

Гимбутас называет 'suttee' (термин, заимствованный от индийского названия

обряда принесения в жертву вдов, сохранившегося вплоть до XX века), принесли

в Европу индоевропейцы. Впервые мы встречаем это на западном берегу Черного

моря, в Суворове, что в дельте реки Дунай.

Эти радикальные нововведения в практике захоронений характерны для всех

трех волн вторжения. Например, в так называемой культуре Шаровидной Амфоры,

господствовавшей в Северной Европе почти тысячу лет после первой волны,

преобладает такая