Риан Айслер

Чаша и клинок

называет это 'волнующим

признаком перехода от мира к войне'.

Однако, все было бесполезно. 'Нет никаких свидетельств того, что столь

необходимые стены были возведены в Пилосе, - пишет Хоукс. - От табличек, в

которых описаны усилия по спасению царства, следует обратиться к остовам

царского дворца, чтобы убедиться, что оно пало. Варварские воины ворвались

внутрь. Расписанные комнаты и содержащиеся в них сокровища, должно быть,

изумили варваров... Разграбив дворец, они потеряли интерес к этому зданию с

его диковинными украшениями. Они подожгли его, и он полыхал... Жар был таким

сильным, что глиняная посуда в кладовых расплавилась в стекловидные комочки,

а камни превратились в известь... На складах и в конторе у входа забытые

таблички обожглись до такой прочности, что сохранились навсегда'.

Так постепенно и в материковой Греции, и на островах, и на Крите очаги

цивилизации, достигшей высочайшего уровня развития, были разрушены. 'Видимо,

история повторялась - Микены, Тиринф и все остальные царские оплоты, кроме

Афин, были смыты варварской волной, -- пишет Хоукс. - Дорийцы в свое время

захватили Пелопоннес (без Аркадии) и продолжили, завоевав Крит, Родос и все

прилегающие острова. Наиболее древний из всех царских домов, Кносс,

возможно, пал одним из последних'.

К XI в. до н. э. все было кончено. После ухода жителей в горы, откуда

они время от времени совершали партизанские военные вылазки против дорийцев,

пали последние участки сопротивления. Вместе с толпами переселенцев дух,

когда-то сделавший Крит, по словам Гомера, 'богатой землей и прекрасной',

покинул остров, так долго, бывший ему домом. Со временем даже само

существование уверенных в себе женщин - и мужчин - минойского Крита, было

забыто, как забыты были миролюбивый и созидательный характер цивилизации и

животворящие силы Богини.


Раздробленный мир


Падение Крита около трех тысяч лет назад как бы ознаменовало конец

целой эпохи. Начался же ее упадок, как мы видели, еще на тысячу лет раньше.

Примерно с 4300 или 4200 до н. э. древний мир сотрясался от накатывавших

волн варварских нашествий. После начального периода разрушения и хаоса

постепенно стали возникать общества, которые превозносятся в наших учебниках

как начало западной цивилизации.

Но внутри этого нарочито величественного и славного начала была

трещина, которая расширилась в наши дни до опаснейшей пропасти. После

тысячелетнего подъема в техническом, социальном и культурном развитии на

пути - зловещая расселина. Разрыв между технической и социальной эволюцией,

с одной стороны, и культурной эволюцией, с другой, постоянно растет.

Научно-техническое и социальное движение в сторону большей структурной и

функциональной сложности возобновилось. Но возможности культурного развития

ограничены, грубо втиснуты в рамки общества, основанного на принципе

господство-подчинение.

Общество становилось иерархическим, воинственным, господство захватили

мужчины. Анатолию, где народ Чатал-Хююка тысячелетиями жил в мире, завоевали

хетты, индоевропейский народ, упоминающийся в Библии. И хотя археологические

останки, такие как святилище Язылыкая, показывают, что Богиню еще почитали,

она постепенно низводилась до положения жены или матери новых богов войны и

грома. По такой схеме развитие шло в Европе, Месопотамии, Ханаане. Богиня не

только перестала быть верховным божеством, но даже превратилась в

покровительницу войны.

Людям, жившим в эти ужасающие времена, должно было казаться, что сами

небеса, некогда принадлежавшие щедрой Богине, были захвачены теперь

антигуманными сверхъестественными силами, вступившими в союз со своими

грубыми представителями на земле. Нормой становились не только

'богоизбранный' сильный правитель и постоянные войны; существуют

свидетельства, что в период с 1500-х по 1100-е годы до н. э. в природе и

культуре царил невиданный хаос.

Именно в это время в Средиземноморье произошла серия вулканических