Риан Айслер

Чаша и клинок

предполагает, что прямохождение, освободившее руки,

было связано не с охотой, а с необходимостью собирать и переносить пищу,

чтобы поделиться ею и сохранить. Более того, толчком к развитию большего по

объему и продуктивности мозга, к его использованию при изготовлении орудий,

усвоении и обмена информацией было не объединение мужчин, необходимое для

убийства, а, скорее, объединение матерей и детей, без которого невозможно

выживание потомства. Согласно этой теории, первыми принадлежностями

материальной культуры древнего человечества было не оружие, а емкости для

переноса еды и младенцев, а также орудия, используемые матерями для

размягчения растительной пищи, - детям нужны были и материнское молоко, и

твердая пища.

Эта теория больше сообразуется с тем, что приматы, как и самые

примитивные племена, жили в основном собирательством, а не охотой. Она также

не противоречит свидетельствам, показывающим, что мясо составляло, лишь

небольшую часть питания приматов, гоминидов и ранних людей. Она

подтверждается еще и тем, что, в отличие от птиц и других видов, у Приматов

только матери делятся едой со своими малышами. И первые орудия появляются у

них не для убийства, но для собирания и, переноса еды. И, как показали

современные исследования поведения шимпанзе, женские особи используют эти

орудия чаще.

Итак, пишет Теннер, 'женщина-собиратель', а не 'мужчина-охотник',

очевидно, играла наиболее существенную роль в эволюции человеческого вида.

'Потомство матерей, достаточно умных, чтобы найти, собрать, приготовить пищу

и накормить детей, имело больше шансов победить в естественном отборе, -

замечает Теннер. - Среди этих выживших детей, у тех, кто более был в

состоянии научиться тому, что умели матери, и пойти дальше, и у тех, кто,

подобно своим матерям, был готов поделиться пищей, в свою очередь рождались

дети, способные прожить достаточно долго, чтобы произвести потомство'. 'Вряд

ли, - продолжает она, - орудия использовались для убийства животных,

поскольку добыча была небольшой и беззащитной, и ее можно было поймать и

убить голыми руками'. Более того, 'вполне вероятно, что именно женщины со

своим потомством изобрели новую технику собирательства'. Предпосылкой для

этого являлись не только орудия, но и прямохождение, независимое

использование рук и ног. Женщинам свободные руки нужны были и чтобы носить

еду, и чтобы держать ребенка. Также весьма вероятно, что женщинам

принадлежит такое важнейшее изобретение, как одомашнивание растений и

животных, без чего. не развивалась бы наша цивилизация. На самом деле, хотя

об этом почти не упоминается в учебниках и на лекциях, где мы изучаем

историю 'древнего человека', большинство ученых сегодня согласно, что так

все и было. Они отмечают, что в собирательско-охотничьих общинах именно

женщины, а не мужчины были заняты производством пищи. Таким образом, скорее

всего именно женщина впервые бросила семена в землю и стала приручать диких

животных, кормя их и ухаживая за ними, как за своими детьми. Антропологи

также указывают, что в преимущественно садоводческих хозяйствах

'развивающихся' племен и народов обработкой земли и по сей день занимаются в

основном женщины.

Это предположение поддерживается в дальнейшем многими религиозными

мифами, которые однозначно приписывают изобретение земледелия Богине,

Например, в египетских источниках создательницей земледелия называют богиню

Исиду. В Месопотамии богиня Нинлиль почитается как давшая людям знание о

земледелии. И археологические находки, и мифы содержат многочисленные

указания на связи Богини с земледелием. Так продолжалось долгое время,

начиная с Чатал-Хююка, где в дар Богине приносилось зерно, до классической

Греции, где подобные приношения совершались богиням Деметре и Гере.

На основе широких исследований доисторических мифов ученые Робер Бриффо

и Эрих Ньюманн сделали еще одно заключение: гончарное дело тоже изобрели

женщины. Считавшееся некогда священным,