Риан Айслер

Чаша и клинок

/>

виду? В отношении нашей повседневной жизни и нашей культурной эволюции что

конкретно изменится, или хотя бы может измениться, в будущем? Является ли

переход от системы, порождающей хронические войны, социальную

несправедливость, экологическую нестабильность к системе, где царит мир,

социальная справедливость и экологическое равновесие, реальной возможностью?

И самое важное, какие изменения в социальной структуре могут сделать такую

трансформацию возможной?

Поиск ответов на эти вопросы заставил меня иначе взглянуть на наше

прошлое, настоящее и будущее, что и явилось основанием этой книги. 'Чаша и

Клинок' лишь отчасти представляет этот новый подход к изучению человеческого

общества, который отличается от большинства исследований тем, что

принимается во внимание вся человеческая история (включая доисторические

времена) и все человечество (как мужскую, так и женскую его половины).

Сплетая воедино свидетельства искусства, археологии, религии,

социальных наук, истории и многих других областей знания и создавая из -них

новую картину, в которую наилучшим образом укладываются все доступные факты,

'Чаша и Клинок' по-новому рассказывает историю наших культурных истоков. Она

показывает, что война вообще и в частности 'война полов' не есть результат

божественного или биологического предопределения. И в ней содержатся

доказательства того, что лучшее будущее все-таки возможно - и имеет надежные

предпосылки в тех драматических событиях, которые составляют наше прошлое.


Человеческие возможности: две альтернативы


Нам всем хорошо знакомы легенды о раннем, более гармоничном и мирном

времени. В Библии рассказывается о саде, где женщина и мужчина жили в

согласии друг с другом и с природой - до тех пор, пока Бог-мужчина не

постановил, что отныне женщина будет служанкой мужчины. В китайской книге

'Дао дэ цзин' повествуется о временах, когда над инь, или женским началом,

еще не господствовало ян, мужское начало, когда мудрость матери еще была в

почете и ее считали высшим ориентиром. Древнегреческий поэт Гесиод писал о

'золотом поколении', которое возделывало землю с 'спокойной и ясной душою',

пока другое, 'низшее' поколение не принесло с собой своего бога войны. И

хотя ученые согласны, что во многих отношениях эти книги основаны на

действительных доисторических событиях, упоминания о временах, когда женщины

и мужчины жили в сотрудничестве, традиционно считаются вымыслом.

Еще в период младенчества археологии раскопки Генриха и Софьи Шлиманов

помогли установить реальность гомеровской Трои. Сегодня новые

археологические поиски, наряду с переосмыслением старых находок благодаря

новым научным методам, показывают, что сюжеты вроде, например, изгнания из

садов Эдема также основаны на, реально происходивших, в незапамятные времена

событиях; корни ее - в народной памяти первых аграрных (неолитических)

обществ, которые разбили первые сады на нашей земле. Аналогично (как

предположил уже более пятидесяти лет назад греческий археолог Спиридон

Маринатос) легенда о том, как величественная цивилизация Атлантиды

погрузилась в море, может быть искаженным воспоминанием об эгейской

цивилизации, которая, как теперь полагают, прекратила свое существование,

когда Крит и окружающие его острова подверглись ужасным разрушениям от

землетрясений и волн цунами.

Подобно тому, как во времена Колумба открытие, что земля не плоская,

дало возможность обнаружить диковинный новый свет, который всегда

существовал, эти археологические открытия, ставшие частью того, что

английский археолог Джеймс Меллаарт назвал настоящей археологической

революцией, распахнули дверь в потрясающий мир нашего скрытого прошлого.

Перед нами предстает долгий период мира и процветания, когда наша

социальная, технологическая и культурная эволюция шла по восходящей: многие

тысячи лет, когда все основные технологии, на которых зиждется цивилизация,

были созданы в рамках обществ,