Риан Айслер

Чаша и клинок

распространилась на всю общественную систему.

На протяжении тысячелетий одним из важнейших средств было 'духовное

воспитание', осуществляемое духовенством. Будучи составной частью

государственной власти, духовенство служило интересам мужской элиты (и само

входило в нее), которая теперь повсеместно была у власти и эксплуатировала

народы.

За священниками, распространявшими теперь то, что они называли

божественным Словом - словом Божиим, внушенным им чудесным образом, - стояли

армии, суды и палачи. Однако их высшей поддержкой была поддержка духовная.

Самым мощным их орудием были 'священные' предания, ритуалы, и эдикты; с их

помощью насаждался в умах людей страх перед ужасными, далекими и

'неумолимыми' богами. Ибо надо было приучить народ повиноваться божествам и

их земным представителям, которые присвоили себе' право распоряжаться жизнью

и смертью по своему усмотрению, жестоко, несправедливо, вздорно, и

прикрываясь 'волей Божией'.

Даже теперь люди все еще должны узнавать о том, что есть добро и зло, к

чему нужно стремиться и чего избегать, из 'священных' преданий. А участвуя в

церемониях и ритуалах, человек сам как бы становится персонажем этих

преданий. В итоге провозглашаемые ими ценности проникают, в самые

сокровенные тайники нашего сознания, где хранятся как священные и

непреложные истины.

Сегодня, когда - если не вмешиваются религия, государственная цензура

или средства массовой информации - читатель может сам выбирать из

разнообразия мнений, даже трудно представить себе тот централизованный и

однородный контроль, которому подвергали священники в теократических

городах-государствах древности священные предания. В древности же то, что

можно было читать или - для неграмотных - слушать, было строго ограничено. И

выражало прежде всего официально санкционированную точку зрения. Более того,

распространение идей, которые могли подорвать официальную идеологию, было

почти невозможно, ибо, даже если удавалось обойти теократическую цензуру,

наказанием за ересь были страшные муки и смерть.

Народная память хранит древние мифы, ритуалы, стихи и песни. Но

постепенно, с каждым поколением, они все больше уродовались и искажались,

переделываемые священниками, поэтами и переписчиками в угоду своим господам.

Многие, несомненно, верили, что ими руководит божественная воля и

внушение свыше. Однако совершалось ли, это во имя богов, епископов или

царей, диктовалось ли верой, тщеславием или страхом, постоянные переделки

нормативной устной или письменной литературы не просто следовали за

социальными изменениями. Они были составной частью процесса переоценки

ценностей: процесса, в результате которого иерархичность, насилие и мужское

господство постепенно начинали казаться не только нормальными, но и

единственно верными принципами организации общества.


Метаморфоза мифа


Джордж Оруэлл в своей книге '1984' предсказывал такое время, когда

'Министерство Правды' будет переписывать все книги и переделывать все идеи,

подгоняя их под требования властей. Однако ужас заключается в том, что это -

не будущее. Это уже произошло давным-давно почти во всем древнем мире.

На Среднем Востоке, сначала в Месопотамии и Ханаане, а позже в Иудее и

в Израиле, переделкой священных преданий наряду с переписыванием законов

занимались в основном священники. Как и в Древней Европе, этот процесс

начался во время первых 'андрократических' вторжений и продолжался сотни

лет, по мере того как Египет, Шумер и все страны Плодородного Полумесяца

постепенно становились 'мужскими' и воинственными. Установлено, что он

продолжался вплоть до 400-х годов до н. э., когда, по данным ученых, была

переписана еврейская Библия (Ветхий Завет).

Окончательное сведение мифов и законов, столь глубоко повлиявших на наш

западный разум, в единую священную книгу - первую часть нашей Библии

- произошло примерно сто лет спустя после Эсхиловой 'Орестеи'. В это