Риан Айслер

Чаша и клинок

из бронзы, шлемов и боевых топориков из полудрагоценных камней и

кремневых наконечников - связано с путями рассеивания курганского народа', -

пишет Гимбутас.


Сдвиг в культурной эволюции


Мы ни в коем случае не хотим сказать, что единственной причиной

радикальных изменений в культурной эволюции западного общества явились

завоевательные войны. Как увидим далее, этот процесс был намного сложнее.

Однако не вызывает сомнений

то, что с самого начала военные действия были существенным инструментом

в замещении модели партнерства моделью господства. А война и другие формы

социального насилия продолжали играть центральную роль в отклонении нашей

культурной эволюции от направления партнерства в сторону господства.

Смена модели партнерства моделью господства в

общественной системе происходила постепенно. Однако события,

подтолкнувшие эти изменения, были относительно внезапными и в то время

непредсказуемыми. То, о чем говорят нам археологические документы,

удивительно созвучно новому научному учению о непредсказуемых изменениях -

или о том, как равновесие или примерное равновесие стабильной системы могут

относительно быстро перейти в далекое от равновесия, или хаотичное,

состояние. Еще более замечательно то, как это радикальное изменение в нашей

культурной эволюции в определенных аспектах

соответствует нелинейной эволюционной модели 'прерывистого равновесия',

предложенной Элдриджем и Гоулдом, с появлением 'периферийных изолированных'

в критических 'точках разветвления (бифуркации)' 19.

'Периферийные изолированные', появившиеся теперь буквально с окраин

Земли (голые степи севера и безводные пустыни юга) не были другим

человеческим видом. Однако, прервав длительное ровное развитие, направляемое

партнерской моделью общества они принесли с собой совершенно иную систему

общественного строя.

В ее основе лежало возвеличивание силы, скорей отбирающей, нежели

дающей жизнь. Это была сила, чьим символом стал 'мужской' Клинок, которому,

как свидетельствуют раннекурганские пещерные рисунки, буквально поклонялись

индоевропейцы. Ибо в их обществе господства, управляемом богами - и

мужчинами-воителями, это была высшая сила.

С появлением на доисторическом горизонте этих захватчиков - а не

потому, что, как иногда говорят, мужчины постепенно обнаружили свою немалую

роль в продолжении рода, - Богиня и женщина были снижены до положения жены

или наложницы. Постепенно мужское господство, военные действия и порабощение

женщин и более мягких, более 'женственных' мужчин стало нормой.

В следующем отрывке из работы Гимбутас коротко характеризуются глубокие

различия, что существовали между этими двумя общественными системами, и то,

как круто менялись нормы жизни под воздействием 'периферийных изолированных'

- в данном случае - 'периферийных захватчиков'.

'Древнеевропейская и курганская культуры прямо противоположны.

Европейцы, занимавшиеся в основном земледелием, жили оседло в больших,

хорошо обустроенных городах. Отсутствие фортификационных сооружений и оружия

говорит о мирном характере этой эгалитарной, возможно, матрилинейной и

матрилокальной цивилизации. Курганская система состояла из патрилинейных,

социально расслоенных общин, селившихся на время там, где пасся их скот. Два

разных вида экономики: одна, основанная на земледелии, другая - на

скотоводстве и пастушестве, - породили две противоположные идеологии. В

центре древнеевропейской системы верований лежал земледельческий цикл:

рождение - смерть - возрождение, воплощенный в женском образе, образе

Матери-Прародительницы. Курганская идеология, как показывает сравнительная

индоевропейская мифология, воспевала мужественных, доблестных богов-воинов,

повелителей сверкающих и грозовых небес. В древнеевропейской образности

оружие отсутствует; кинжал и боевой топорик - главные символы курганцев,

которые, как и все известные в истории индоевропейцы славили смертоносную

силу острого клинка'.