Риан Айслер

Чаша и клинок

считает греческий археолог Николае Плейтон, 'легенда об утонувшей

Атлантиде, дошедшая до нас через Платона, может быть отражением истории

минойского Крита и его внезапной гибели'. Ибо по Плейтону, Атлантида погибла

из-за 'невиданных землетрясений и наводнений', что соотносится с указанием

современных ученых на то, что минойской цивилизации был нанесен смертельный

удар, позволивший ахейцам захватить и Крит, и минойские колонии в Греции.

Эту теорию впервые выдвинул директор греческой Археологической службы

профессор Спиридон Маринатос в 1939 году. Позднее она была подтверждена

археологическими свидетельствами: примерно в 1450 году до н. э. в

Средиземноморье прошла серия вулканических извержений такой силы, что часть

острова Тира (теперь это узкий серп земли, которую иногда называют Санторин)

погрузилась в море. Эти извержения также вызвали обширные землетрясения и

сейсмические волны. То, что эти катастрофические стихийные бедствия,

которые, очевидно, легли в основу народной памяти об утонувшей земле,

названной Платоном Атлантидой, действительно имели место, также

подтверждается археологическими раскопками Тиры и Крита. Там найдены

свидетельства сильных разрушений, вызванных землетрясениями и сейсмическими

волнами именно в этот период.

Как указывает Льюс, сейчас кажется, что 'сейсмические волны были

действительно 'быком из моря', посланным на правителей Кносса как

проклятье'. А история Атлантиды, очевидно, на самом деле - искаженная

народная память не о погибшем континенте Атлантида, но о минойской

цивилизации Крита.


Сад Эдема и шумерские таблички


Древнее время, когда люди вели более гармоничную жизнь, является темой,

часто повторяющейся и в легендах Месопотамии. Здесь мы находим постоянное

обращение к тем изобильным и мирным временам до великого потопа, когда

мужчины и женщины 'или в идиллическом саду. Эти истории, по мнению

исследователей Библии, стали одним из источников Ветхозаветного мифа о саде

Эдем.

С точки зрения археологических свидетельств, сюжет об Эдемском саде

также явно основан на народных преданиях. Сад представляет собой

аллегорическое описание неолита, когда женщины и мужчины впервые стали

возделывать почву, создав таким образом первый 'сад'. История Каина и Авеля

отчасти отражает действительное столкновение народа скотоводов (в образе

Авеля, приносящего в жертву убитую звцу) и народа земледельцев (в образе

Каина, предлагающего 'плоды земли', отвергнутые богом скотоводов Иеговой).

Аналогично, в основе мифов об Эдеме и изгнании из рая лежат в частности и

реальные исторические события. Как будет доказано в последующих главах, эти

сюжеты отражают катастрофические изменения в культуре - насаждение мужского

господства и переход от мира и партнерства к господству и раздорам.

В легендах Месопотамии также часто упоминается Богиня как высшее

божество или 'Царица неба' - наименование, которое позднее мы находим и в

Ветхом Завете, однако теперь уже как символ древних религиозных верований,

которые клеймит пророк. Ранние месопотамские надписи изобилуют упоминаниями

Богини. Шумерская молитва превозносит Царицу Нану (так звали Богиню) как

'Всемогущую Госпожу, Создательницу'. В другой табличке Богиня Намму

называется 'матерью, давшей жизнь небу и земле'. Шумерские, а позднее и

вавилонские легенды рассказывают о том, как Богиня создавала женщин и мужчин

- по парам либо одновременно - сюжеты, которые в обществе с уже

установившимся мужским господством, кажется, возвращают нас к временам,

когда на женщину смотрели как на равную.

То, что в этом регионе, долгое время считавшемся колыбелью цивилизации,

существовало более раннее матрилинейное общество, где женщина еще не

находилась в подчинении у мужчины, подтверждают и другие таблички. Например,

читаем в. юридическом документе из Элама (город-государство немного

восточнее Шумера), что еще в 2000 году до н. э., замужняя женщина,