Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

давать показания по-иному. При этом мысль и разум как бы

объединяются в своем действии.

Кришнамурти: Да. Но мы можем спросить, что означает действие

применительно к разуму, -- верно?

Бом: Да.

Кришнамурти: Что означает действие применительно к разуму, и необходима

ли для осуществления такого дейст-вия мысль?

Бом: Да, прекрасно. Мысль нужна, и эта мысль указы-вает, очевидно, в

сторону материи. Но она как-будто указы-вает в обе стороны, также и в

сторону разума. Один из вопросов, который всегда приходит на ум, состоит в

следую-щем: должны ли мы сказать, что разум и материя - это всего лишь

проявление своеобразия в единстве или они различны по существу?

Действительно ли они раздельны?

Кришнамурти: Я думаю, они раздельны, они различны.

Бом: Они различны, но являются ли они действительно раздельными?

Кришнамурти: Что вы понимаете под словом 'раздель-ные'? Не имеющие

связи, не соприкасающиеся друг с дру-гом, не имеющие общего источника?

Бом: Да. Имеют ли они общий источник?

Кришнамурти: В этом-то как раз все дело. Мысль, материя и разум --

имеют ли они общий источник? [Долгая пауза] Думаю, имеют...

Бом: Конечно, ведь иначе не могло бы быть никакой гармонии.

Кришнамурти: Но, как видите, мысль покорила мир. Понимаете? --

покорила.

Бом: Господствует над миром.

Кришнамурти: Мысль, интеллект, господствует над миром. И потому для

разума здесь остается очень мало места. Когда что-то одно господствует,

другое должно находиться в подчиненном положении.

Бом: Не знаю, относится ли мой вопрос к делу, но хотелось бы знать, как

это случилось.

Кришнамурти: Это весьма просто.

Бом: И что бы вы сказали?

Кришнамурти: Мысль должна обладать безопасностью:

она ищет безопасности во всем своем движении.

Бом: Да.

Кришнамурти: Но разум безопасности не ищет, он ее не имеет. В разуме не

существует идеи безопасности. Разум сам по себе вне тревог, а не то, чтобы

он 'искал безопасности'.

Бом: Да, но как же тогда получилось, что разум позво-лил, чтобы над ним

господствовали?

Кришнамурти: О, это достаточно ясно. Наслаждение, комфорт, физическая

безопасность... Прежде всего физичес-кая безопасность; безопасность в

отношениях, безопасность в действии, безопасность...

Бом: Но это же иллюзия безопасности!...

Кришнамурти: Разумеется, иллюзия.

Бом: Вы могли бы сказать, что мысль отбилась от рук, перестала

подчиняться порядку, следовать велению разума, или, по крайней мере, быть в

гармонии с разумом, и начала действовать своей волей.

Кришнамурти: Сама по себе.

Бом: Ища безопасности, наслаждения и тому подобного.

Кришнамурти: Как мы говорили на днях во время нашей беседы, весь

западный мир основан на мере; а восточный мир пытался выйти за ее пределы.

Но в качестве средства при этом использовалась мысль.

Бом: Пытались, так или иначе.

Кришнамурти: Они старались выйти за пределы измере-ний, употребляя для

этого мысль, и оказались в ловушке мысли. Так вот, безопасность, физическая

безопасность явля-ется необходимой; поэтому физическое существование,

физи-ческие удовольствия, благополучие приобрели колоссальную важность.

Бом: Да, я немного думал об этом. Если вы возвращаетесь назад, к

животному, то налицо инстинктивная реакция, направленная к удовольствию и

безопасности, и это правиль-но. Но теперь, когда в дело вступает мысль, она

может ослепить инстинкт и создать всевозможные соблазны: больше

удовольствия, больше безопасности. Инстинкты недостаточ-но разумны, чтобы

иметь дело со сложностью мысли, и поэтому мысль пошла по неверному пути,

возбуждая инстин-кты, а инстинкты требовали большего.

Кришнамурти: Таким образом, мысль действительно создала мир иллюзии,

разложения, смятения и отстранила разум.

Бом: Значит, как мы говорили раньше, все это сделало мозг весьма

хаотичным и шумным; а разум есть безмолвие мозга; поэтому шумный мозг

неразумен.

Кришнамурти: Конечно, шумный мозг неразумен!

Бом: Итак, это более или менее объясняет первопричину всего.

Кришнамурти: Мы пытаемся выяснить, каковы взаимо-отношения в действии

между мыслью и разумом. Все есть действие или бездействие. И как это

соотносится с разумом? Мысль производит хаотическое, фрагментарное действие.

Бом: