Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

так сильно пережива-ющим, чтобы я захотел преодолеть

стереотип?

Собеседник: Вы формулируете вопрос в терминах дейст-вия - пробиться,

отказаться. Не означает ли это, что все дело в видении?

Кришнамурти: Да. Покажите мне, помогите мне уви-деть, потому что я

сопротивляюсь вам. Мой стереотип так глубоко во мне укоренился, удерживает

меня - верно? Мне нужно доказательство, я хочу, чтобы меня убедили.

Собеседник: Мы должны вернуться к вопросу, почему мне нужно

доказательство? Почему я хочу, чтобы меня убеждали?

Кришнамурти: Потому что кто-то говорит, что стереотип - это глупый,

неразумный образ видения. Он показывает нам все следствия этого, причину

этого, а мы говорим: 'Да, но мы не можем от этого освободиться!'.

Бом: Вы могли бы сказать, что в этом сама природа моего 'я', что я

должен реализовать свои потребности, несмотря на то, что они неразумны.

Кришнамурти: Об этом я и говорю.

Бом: Сначала я должен понаблюдать за своими потреб-ностями, а затем

могу попытаться быть разумным.

Кришнамурти: Что представляют собой наши потребнос-ти?

Бом: Некоторые потребности реальны, некоторые вооб-ражаемы, но...

Кришнамурти: Да, это так. Воображаемые, иллюзорные потребности

оказываются сильнее, чем реальные.

Бом: Но, видите ли, я, быть может, нуждаюсь в уверен-ности, что я

добрый и справедливый, и в знании, что я непременно здесь буду всегда.

Кришнамурти: Помогите мне сломать стереотип.

Бом: Думаю, я должен увидеть, что он иллюзорен. Что делать, если мне он

кажется реальным? Потому что если реально то, что я здесь, то я нуждаюсь во

всем этом, и глупо говорить о разумности, если мне предстоит исчезнуть,

рассе-яться полностью или до какой-то степени. Вы предложили мне другое

состояние бытия, где я не существую - верно? А если существую, то оно уже не

имеет никакого смысла!

Кришнамурти: Да, именно так. Но я не там. Как человеческое существо я

допускаю, что небеса совершенны, но меня там нет; помогите мне, пожалуйста,

добраться туда.

Бом: Нет, это что-то другое.

Кришнамурти: Я понимаю, что вы имеете в виду.

Собеседник: Возможно ли увидеть иллюзорную природу самого этого

требования, этого моего желания достичь небес? Или желания быть

просветленным, быть этим или тем? Но сама проблема, само это требование...

Кришнамурти: Это требование основано на становлении, на 'больше'.

Собеседник: Оно иллюзорно.

Кришнамурти: Нет, это вы говорите.

Бом: Видите ли, вы мне это не показали.

Кришнамурти: Для вас это идея, всего лишь теория. Покажите мне.

Собеседник: Хорошо, действительно ли мы желаем ис-следовать этот

вопрос?

Кришнамурти: Желаем, но при одном условии - что в результате мы нечто

откроем. Увидим, как действует человеческий ум. Я готов взобраться на

высочайшую гору, если это что-то нам даст.

Собеседник: Может ли ум видеть существование такой проблемы?

Кришнамурти: Да, но он не может от нее освободиться. Собеседник: Ну,

если он видит... Кришнамурти: Вы попали в замкнутый круг! Бом: Ум видит

проблему абстрактно. Кришнамурти: Именно. Так вот, почему я воспринимаю ее

абстрактно?

Бом: Прежде всего потому, что так гораздо проще. Кришнамурти: Не будем

к этому возвращаться. Почему мой ум из всего делает абстракцию?

Бом: Давайте вначале скажем, что функцией мысли является в определенной

степени абстрагировать внешнее, но мы затем распространяем это и на

внутреннее. Эта мысль того же типа, что и прежняя.

Кришнамурти: Да. А не существует ли еще что-то, - я просто спрашиваю, -

что мы полностью упускаем? Это то, - если мне позволено указать, - что мы

все еще мыслим в рамках прежнего стереотипа.

Бом: Сам вопрос заключает в себе этот стереотип, не правда ли?

Кришнамурти: Да, но следование стереотипу является традицией.

Бом: Я имею в виду, что в самой постановке вопроса сохраняется

стереотип.

Кришнамурти: Да. В таком случае, можем ли мы всецело отойти от

стереотипа и посмотреть на него иначе? Может ли человеческий ум сказать, что

мы уже испытали все это -- Маркс, Будда, все, кто указывал то или другое. Но

после миллиона лет мы, видимо, все еще в какой-то степени продолжаем

оставаться в плену этого стереотипа, - когда говорим, что мы должны быть

заинтересованы, должны слушать, должны делать то-то