Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

вы подчеркиваете, что до

тех пор, пока мы живем в мире реальности, будут продолжаться жестокие

убийства, смерть - все, что в мире происходит. В этой сфере не может быть

решения ни одной из наших проблем. Как вы мне это объясните? Я хочу понять,

я страстно жажду вы-браться из сферы реального.

Бом: Единственное, что возможно передать, - это интен-сивность. Все

другие факторы под этим углом зрения мы уже рассматривали.

Кришнамурти: Видите ли, то, что вы говорите, не имеет ни системы, ни

метода, потому что и система и метод - часть обусловленности. Вы говорите

нечто совершенно новое, не-ожиданное, что никогда мне даже и в голову не

приходило. Вы появляетесь с полной корзиной, а я не знаю, как ее принять.

Это всегда было проблемой - для пророков, для каждого...

Бом: Никому, похоже, не удалось достичь в этом реаль-ного успеха.

Кришнамурти: Никому. Отчасти это связано с нашим воспитанием, которое

постоянно удерживает нас в сфере реального.

Бом: Каждый ждет, что ему укажут путь из этой сферы.

Кришнамурти: Вы говорите об энергии особого рода, совершенно отличной

от энергии реальности. И вы говорите, что такая энергия все это уничтожит,

но она будет использо-вать реальность.

Бом: Да, она будет действовать через реальность.

Кришнамурти: Для меня это всего лишь слова, потому что общество,

воспитание, экономика, мои родители - все это здесь, в реальности. Все

ученые работают здесь, все профес-сора, все экономисты - все они здесь. Вы

говорите: 'Посмот-ри', а я отказываюсь смотреть.

Бом: Я даже не отказываюсь, это как-то само получается, пожалуй, даже,

бессознательно.

Кришнамурти: А не присутствует ли в этом обсуждении мышление, которое

свободно от сферы реального, не связано с нею?

Бом: Можно спросить: не существует ли такое мышле-ние, которое в

каком-то смысле подобно ответу барабана на внутреннюю пустоту.

Кришнамурти: Хорошее сравнение. Барабан вибрирует, потому что он пуст.

Бом: Материальная вещь вибрирует на пустоту.

Кришнамурти: Материальная вещь вибрирует. Подо-ждите, не является ли

истина пустотой?

Бом: Реальность есть некоторая вещь, пожалуй, всякая вещь. Истина - не

вещь. Она есть то, что выражено словом 'nothing' в его глубоком значении -

ничто, не-вещь. Таким образом, истина несубстанциональна, невещественна

('no-thingness').

Кришнамурти: Да, истина -- не вещь, она -- ничто.

Бом: Потому что если она - не реальность, то она ничто, не-вещь.

Кришнамурти: А следовательно, - пустота. Бытие пус-тотой - вы так

однажды ее определили?

Бом: Слово 'leisure' (незанятый) означает в своей основе 'empty'

(пустой). Английский корень слова 'empty' означа-ет свободный, незанятый.

Кришнамурти: Таким образом, вы мне говорите: 'Ваш ум должен быть

незанятым'. Он не должен быть занят реальным.

Бом: Да, понятно.

Кришнамурти: Так что ум должен быть пустым, в нем не должно быть ни

одной из вещей, которые накапливаются реальностью, мыслью, - ни одной вещи.

Это означает пусто-ту.

Бом: Понятно, что вещи - это то, о чем мы думаем, и, следовательно, нам

надо сказать, что ум не должен думать ни о чем.

Кришнамурти: Верно. Это значит, что мысль не может думать о пустоте,

представить ее.

Бом: Это обратило бы пустоту в вещь.

Кришнамурти: Вот именно. Видите ли, индийская тра-диция утверждает, что

вы можете к этому прийти.

Бом: Да, но к чему бы вы ни пришли, ваша тропа должна быть проложена в

сфере реального.

Кришнамурти: Да. Итак, интуитивно я понимаю, я вижу это; вижу, что мой

ум должен быть незанятым, не должен иметь никаких обитателей, он должен быть

пустым домом. Какова роль, каково действие этой пустоты в моей жизни? - Ведь

я должен тут жить; не знаю, почему, но я должен жить в этом пустом доме. Я

хочу выяснить, отличается ли действие пустоты от другого действия? Оно

должно отличаться, а следовательно...

Бом: Оно должно быть.

Кришнамурти: И как могу я сделать свой ум пустым от содержания, которое

составляет сознание? Как мне опусто-шить содержание? Содержание - это

реальность, мое созна-ние - реальность.

Бом: Да, сознание - реальность. Это не просто осознание реальности.

Кришнамурти: Да, сознание есть реальность. И как это происходит, что

содержание сознания оказывается пустотой, что оно уже более не реальность? -

Давайте выразим