Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Бом: Это как будто ясно. Мы говорим, что мысль - это ответ памяти. И,

кажется, ясно, что она не может быть необусловленной и свободной.

Кришнамурти: Я хотел бы, если возможно, рассмотреть вопрос: как

происходит озарение? Если это не процесс мысли, то каково качество ума или

качество наблюдения, в которое мысль не может проникнуть? И именно потому,

что мысль не может проникнуть, вы переживаете озарение. Мы говорили, что

озарение обладает полнотой. Оно не фрагментарно, как мысль. Значит, мысль не

может вызвать озарение.

Бом: Мысль может информировать об озарении. Или она может сообщить

какие-то сведения, важные на пути к озаре-нию. Например, разговоры о религии

и о чем-то еще, но в конечном итоге озарение зависит от чего-то, что не

является мыслью.

Кришнамурти: Как же тогда озарение приходит? Не есть ли оно прекращение

мысли?

Бом: Оно может рассматриваться как прекращение мыс-ли.

Кришнамурти: Мысль знает, что она не может войти в это пространство.

Иными словами, мысль -- это мыслящий, наблюдающий, переживающий и все

прочие; и мысль сама понимает, она сознает, что может функционировать лишь

внутри своей сферы.

Бом: А не требуется ли для этого озарение? Чтобы мысль поняла, нужно

озарение.

Кришнамурти: Вот именно. Сознает ли мысль, что должно быть озарение?

Бом: Не знаю, но я думаю, прежде чем мысль сможет что-либо осознать,

необходимо озарение, интуитивное постиже-ние природы мысли. Мне кажется,

сама мысль не способна понять что-либо подобное.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но мы говорили, что истина каким-то образом может действовать в

мысли, в реальности.

Кришнамурти: Истина может действовать в сфере реаль-ного. А вот как ум

человека видит истину? Это какой-то процесс ?

Бом: Вы спрашиваете, существует ли процесс видения. Процесса нет.

Процесс означал бы время.

Кришнамурти: Правильно.

Бом: Давайте рассмотрим такой вопрос. Есть озарение относительно

природы мысли, видение того, что наблюдаю-щий есть наблюдаемое и так далее.

Кришнамурти: Понятно.

Бом: И мысль как-то должна принять это озарение, нести его,

откликнуться на него.

Кришнамурти: Или озарение так живо, так насыщено энергией, так полно

жизненной силы, что оно заставляет мысль действовать.

Бом: Конечно, возникает необходимость действовать.

Кришнамурти: Да, необходимость.

Бом: Но, видите ли, озарение, вообще говоря, не обладает такой

жизненной силой. Поэтому мысль каким-то непонят-ным образом его отвергает,

так, по крайней мере, это выгля-дит.

Кришнамурти: У большинства людей бывает озарение, но привычка так

сильна, что они его отвергают.

Бом: Я пытаюсь добраться до самой сути явления, пытаюсь понять, можем

ли мы преодолеть эту привычку отвергать.

Кришнамурти: Преодолеть эту обусловленность, эту привычку отвергать,

препятствующую озарению. У вас мо-жет быть озарение, но вы его отвергаете,

ибо обусловленность слишком сильна. Так нередко бывает.

Бом: Слово 'привычка' я смотрел в словаре. Оно определяется как

'устойчивая установка ума'. Это может пока-заться полезным качеством. Ум,

определенным образом ус-тойчиво фиксированный, сопротивляется изменениям. И

мы снова и снова оказываемся перед вопросом: 'Как нам сломать эту 'очень

устойчивую установку'?'

Кришнамурти: Не думаю, что вы можете ее сломать, что мысль способна

сломать эту привычку.

Бом: Для этого нам требуется мощное озарение, которое непременно ее

разрушит.

Кришнамурти: Итак, подведем итог: к человеку пришло понимание истины и

реальности. Но ум его определенным образом сориентирован, он сформировал

привычки в мире реальности и живет в них.

Бом: Он очень негибкий.

Кришнамурти: И вот, предположим, вы приходите и указываете мне на эту

негибкость ума. Я улавливаю лишь проблеск того, о чем вы говорите, и это не

мысль, я понял это.

Бом: Только проблеск.

Кришнамурти: Проблеск. Но обусловленность моего ума слишком сильна, и

этот проблеск я отвергаю.

Бом: Я не делаю этого намеренно. Просто так случается.

Кришнамурти: Это случается потому, что вы помогли создать такой случай.

Прежде всего, является ли проблеск достаточно сильным, чтобы разрушить

обусловленность? Если он слабый, то все будет продолжаться. Может ли эта

обусловленность прекратиться? Видите ли, мне