Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

реальностью. Тогда вам нужно увидеть их; тем не менее, вы

говорите, что пока эти отдельные части существуют, нет целостности. Так что

вы не в состоянии их увидеть. Но все это возвращается к единственной вещи -

к единому источнику.

Кришнамурти: Я уверен, сэр, что подлинно серьезные люди задавали этот

вопрос. Они задавали его и старались найти ответ при помощи мысли.

Бом: Да, ведь это представляется естественным.

Кришнамурти: И они никогда не замечали, что они -- в ловушке мысли.

Бом: С этим всегда беда! В нее попадает каждый. То, что он принимает за

видение своих проблем, говоря: 'Вот мои проблемы. Я их вижу', на самом деле

-- всего лишь процесс мышления. Но его смешивают с видением. Таково одно из

возникающих недоразумений. Если вы говорите: 'Не думай-те, а смотрите', то

этот человек чувствует, как будто он уже видит.

Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, вы понимаете, возникает этот

вопрос, и люди говорят: 'Все в порядке, тогда я должен контролировать мысль,

должен подчинять ее, и мне необходимо сделать ум спокойным, чтобы он стал

целостным;

тогда я сумею увидеть все части, все фрагменты; тогда я прикоснусь к

источнику'. Но это все та же деятельность мысли, которая происходит все

время.

Бом: Да, это значит, что деятельность мысли большей своей частью

бессознательна, и потому человек не знает, как это происходит. Сознательно

мы можем сказать, что постигли необходимость полной перемены, что все должно

быть иным.

Кришнамурти: Но это все еще остается на уровне бессо-знательного. Итак,

можете ли вы обратиться к моему бессо-знательному, понимая, что мой

сознающий мозг будет вам сопротивляться? Ибо вы говорите мне нечто такое,

что является революционным, что рушит весь мой дом, который я так тщательно

построил, и я не стану вас слушать, - вы следите за ходом моих мыслей? В

своих инстинктивных реакциях я отталкиваю вас. Так что вы, поняв все это,

говорите: 'Послушай, старина, все в порядке, ты и не старайся меня слушать,

а я поговорю с твоим бессознатель-ным умом. Я стараюсь поговорить со сферой

твоего бессозна-тельного мышления, стараюсь заставить ее увидеть, что любое

ее движение все еще находится в поле времени' и так далее. По существу, ваш

сознательный ум никогда не нахо-дится в действии. Его деятельность неизбежно

сводится к тому, что он либо сопротивляется, либо говорит: 'Я прини-маю' , и

тем самым создает конфликт в самом себе. Вы можете обращаться к моей

бессознательной сфере, -- так ведь?

Бом: Всегда можно спросить, как это сделать.

Кришнамурти: Нет, нет. Вы можете сказать другу: 'Не сопротивляйся, не

думай об этом. А я буду говорить с тобой. Мы оба общаемся друг с другом без

того, чтобы это слушал сознающий ум'.

Бом: Да.

Кришнамурти: Я думаю, что именно так в действитель-ности и происходит.

Когда вы говорили со мной, я замечал, что не слишком прислушиваюсь к вашим

словам. Я слушал вас; я был открыт для вас, а не для ваших слов, когда вы

объясняли и так далее. Я сказал себе: 'Хорошо, оставим все, я слушаю вас, а

не слова, которыми вы пользуетесь; прислу-шиваюсь к смыслу, ко внутреннему

качеству вашего чувства, которое вы хотите сообщить мне'.

Бом: Понимаю.

Кришнамурти: Это и изменяет меня, а не все словесные приемы. Так что вы

можете говорить мне о моих безумствах, о моих иллюзиях, особых склонностях.

без того, чтобы сознающий ум вмешивался и говорил: 'Пожалуйста, не касайтесь

всего этого, оставьте меня в покое!' Вот, например, в рекламе пробовали

применять сублиминальную (воздей-ствующую на подсознание) пропаганду; так

что, хотя вы по-настоящему не обращаете на нее внимания, ваша

бессозна-тельная сфера видит, воспринимает ее, и вы покупаете мыло именно

того, особого сорта! Мы этого не делаем, - это было бы убийственно. Я говорю

вот что: не слушайте меня ушами внимания, а слушайте меня ушами, которые

слышат гораздо глубже. Вот так я слушал вас сегодня утром, потому что меня,

как и вас, чрезвычайно интересует этот источник. Вы соглас-ны со мной, сэр?

Я действительно интересуюсь одной этой вещью. Все это легко объяснимо,

понятно, - но прийти к этому вместе, ощутить вместе! Понимаете? Я думаю, что

это и значит разбить какую-то обусловленность, привычку, пред-ставление,

которые выросли в нас. Вы говорите об этом на таком уровне, где сознательный

ум не проявляет тотального интереса.