Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Они могут пытаться его контролировать, но

это не работает.

Кришнамурти: Как мы говорили, некто, 'X', поступает естественно, в том

смысле, что он не отвечает на животный инстинкт. Это своего рода интуиция,

озарение. Какое место занимает оно в жизни человеческого общества? Совсем

ника-кого?

Бом: В обществе, каким оно является, озарение не может быть принято,

потому что общество в своей основе исходит из представления, что в нем

должны господствовать страдание и удовольствие. Вы могли бы сказать, что

дружелюбие есть также род животного инстинкта, что люди становятся

дру-жественно расположенными в силу причин, связанных с инстинктами. И, быть

может, в силу подобных же причин они становятся врагами.

Я думаю, кое-кто мог бы сказать, что мы скорее следуем разуму, чем

инстинктам. Был период в XVIII веке, который называли Веком Разума, когда

говорили, что человек может быть разумным, может выбирать то, что разумно, и

внести во все гармонию.

Кришнамурти: Но он не сделал этого!

Бом: Положение ухудшилось, произошла Французская революция, террор и

пр. После этого люди уже не слишком верили в разум как средство чего-то

достичь или покончить с конфликтом.

Кришнамурти: Итак, куда наш разум нас ведет? Мы говорили об озарении,

которое действительно изменяет при-роду самого мозга.

Бом: Да, рассеивая в нем тьму, озарение позволяет мозгу функционировать

по-новому.

Кришнамурти: Мысль действует во тьме, она создает свою собственную тьму

и функционирует в ней. А озарение, как мы сказали, подобно вспышке, - оно

устраняет тьму. После того, как озарение рассеет тьму, может ли человек

действовать или функционировать разумно?

Бом: Да, человек тогда будет функционировать разумно, руководствуясь,

скорее, пониманием, чем установленными нормами и велением рассудка. Тогда

будет свободное цвете-ние разума. Видите ли, некоторые люди отождествляют

разум с определенными логическими принципами, которые могут быть

механичными. Но возможен разум как форма восприятия порядка.

Кришнамурти: Итак, мы говорим, что озарение есть восприятие?

Бом: Это вспышка света, которая делает возможным восприятие.

Кришнамурти: Верно, именно так.

Бом: Она даже более существенна, чем само восприятие.

Кришнамурти: Так что озарение - это чистое воспри-ятие, и действие,

вытекающее из этого восприятия, является выражением разумности. Так?

Бом: Да.

Кришнамурти: Верно.

Бом: А разумность -- это восприятие порядка.

Кришнамурти: Могли бы вы сказать, что существуют озарение, восприятие и

порядок?

Бом: Да.

Кришнамурти: Но этот порядок - не механический, потому что он не

основан на логике.

Бом: Не существует никаких правил.

Кришнамурти: Никаких правил; давайте скажем так, так лучше. Этот

порядок не основан на правилах. Это означает озарение, восприятие, действие,

порядок. Тогда вы приходите к вопросу, имеет ли озарение длительность, или

оно проявляется вспышками?

Бом: Мы в этом разобрались и поняли, что было бы неверно так ставить

вопрос. Пожалуй, мы можем смотреть на это иначе - озарение не связано с

временем.

Кришнамурти: Не связано с временем. Да, в этом мы пришли к согласию.

Теперь давайте продвинемся немного дальше. Мы сказали, -- не так ли? - что

озарение -- это устранение тьмы, которая есть сам центр, 'я', и которую это

'я' создает? Озарение рассеивает этот центр.

Бом: Да. Когда существует тьма, восприятие невозмож-но. Это своего рода

слепота.

Кришнамурти: Верно. И что тогда следует? Я - обыкно-венный человек, со

всеми своими животными инстинктами, наслаждением и страданием, наградой и

наказанием и т.д. Я слышу, что вы говорите, и понимаю, что в сказанном есть

своего рода разумность, логика и порядок.

Бом: Да, оно имеет смысл, насколько мы можем видеть.

Кришнамурти: Оно имеет смысл. Как мне тогда стать разумным в моей

жизни? Как мне это осуществить? Вы понимаете, сами эти слова представляют

собой препятствие, ибо они связаны с временем. Но возможно ли это?

Бом: Да, вне времени.

Кришнамурти: Может ли человек, с его ограниченным умом иметь озарение,

так, чтобы стереотип его жизни был разрушен? Как мы говорили на днях, мы уже

пробовали все это, испробовали все формы самоотречения, и, тем не менее,

озарение к нам не приходит.

Время от времени возникает частичное