Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

говорит, что мы отличаемся друг от друга? Существует,

конечно, сколько угодно толкований этому, но я остаюсь с тем фактом, что

'А', 'В' и 'С' отличны от 'X', 'Y' и 'Z'. И все это факты - верно?

Собеседник: Из них явствует, что имеется различие.

Кришнамурти: О, нет.

Собеседник: Они же действительно различны.

Кришнамурти: Абсолютно, а не просто по видимости.

Бом: Я думаю, вопрос, к которому мы хотим вернуться, состоит в

следующем: почему люди, которые культивируют ненависть, говорят, что они

отличны от тех, которые этого не делают?

Кришнамурти: Говорят ли они это?

Бом: Я думаю, говорят. Поскольку они допускают, что существует кто-то,

кто не культивирует ненависть, они должны быть отличны от него.

Кришнамурти: Да, это ясно - свет и тьма, и т.д. Но я хотел бы выяснить,

в правильном ли направлении мы двига-емся. То есть, 'X' дал мне этот дар, а

я его не несу. Вы следите за моей мыслью? Я культивировал какой-то ответ, но

этот дар я не несу. Почему? Если отец отвечает на ненависть нена-вистью, то

почему сын не отвечает подобным же образом?

Бом: Я думаю, здесь вопрос озарения.

Кришнамурти: Это означает, что сын имел озарение с самого начала. Вы

следите? Прямо с детства, и что из этого следует?

Бом: Что?

Кришнамурти: Я не хотел бы пока вникать в эту опасную сферу!

Бом: Почему же? Вы, быть может, хотите это отложить.

Кришнамурти: Существует некий фактор, который упус-кается. Я хотел бы

на него указать. Понимаете, если это исключение, то это нелепо.

Бом: Хорошо. Тогда мы согласимся в том, что это потенциально присуще

всем человеческим существам, -- не это ли вы хотели сказать?

Кришнамурти: Я не совсем уверен, что именно это хотел сказать.

Бом: Но я полагаю, что этот фактор присущ всему человечеству.

Кришнамурти: Это также опасное утверждение.

Бом: Это то, о чем вы говорили.

Кришнамурти: Знаю, но сомневаюсь. Когда буду вполне уверен, я вам

скажу.

Бом: Хорошо. Мы исследовали это и можем сказать, что это представляется

многообещающим, хотя и немного опасным. Поскольку некоторые люди переживают

это, - это возможность всего человечества.

Кришнамурти: Это означает, что Бог в вас?

Бом: Нет, это всего лишь значит, что существует возмож-ность озарения.

Кришнамурти: Да, отчасти. Я сомневаюсь во всем этом. Отец отвечает на

ненависть ненавистью, а сын - нет.

Бом: Это случается иногда.

Кришнамурти: Нет, постоянно, с раннего детства - почему?

Бом: Это должно зависеть от озарения, которое показы-вает тщетность

ненависти.

Кришнамурти: Почему тот человек это получил?

Бом: Да, почему?

Кришнамурти: И если это представляется ему таким естественным, то

почему это не естественно для каждого? Как вода, которая естественна для

всякого человека.

Бом: Почему озарение не приходит к каждому с самого детства?

Кришнамурти: Да, это и я спрашиваю.

Бом: Озарение такой силы, что даже плохое обращение не явилось бы

помехой.

Кришнамурти: Ничто не может помешать озарению, я так считаю - ни плохое

обращение, ни побои, ни всякого рода страшные ситуации. Почему? Мы к чему-то

приходим.

15 апреля, 1980 Охай,

Калифорния

Смерть имеет очень мало значения

Кришнамурти: Не говорим ли мы, что люди в своем поведении до сих пор

проявляют животные инстинкты?

Бом: Да, и эти животные инстинкты могут оказаться непреодолимыми в

своей интенсивности и быстроте, особен-но, у маленьких детей. Для них

естественно - отвечать в соответствии с животным инстинктом.

Кришнамурти: Значит, спустя миллион лет, мы все еще в наших поступках,

как и наши предки, руководствуемся инстинктами?

Бом: В какой-то степени. Наши поступки, возможно, формируются также и

мыслью; животный инстинкт, спле-тенный теперь с мыслью, - в каком-то

отношении получается еще хуже!

Кришнамурти: Гораздо хуже.

Бом: Потому что мысль питает и контролирует инстин-кты ненависти, делая

их проявления все более коварными и опасными.

Кришнамурти: И в продолжение многих и многих столе-тий мы не нашли

способа, метода или системы, не нашли ничего, что отвратило бы нас от этого

пути. Так ведь?

Бом: Да. Одна из трудностей тут, несомненно, в том, что когда люди

начинают друг на друга сердиться, их гнев все возрастает, и они оказываются

неспособными ему противос-тоять.