Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

ум.

Бом: Вы имеете в виду отдельный ум.

Кришнамурти: Отдельный ум, разумеется; я говорю об уме, который

эволюционировал во времени.

Бом: Даже сама его отдельность зависит от времени.

Кришнамурти: От времени, конечно, и от всего прочего. И мы спрашиваем,

может ли этот ум быть свободным от времени, иметь озарение, которое есть

полная разумность, и которое может тогда проявляться в мысли? Такая мысль

полностью разумна, не основана на памяти. Согласны?

Бом: Да.

Кришнамурти: И вот, как мне, как 'X' и 'У' быть свободным от времени?

Понимаю, я нуждаюсь во времени, чтобы дойти отсюда туда, выучить урок,

усвоить технические приемы и т.д. Это совершенно понятно, и я не говорю об

этом времени. Я имею в виду время как становление.

Бом: Как бытие.

Кришнамурти: Безусловно. Становление есть бытие. Я двигаюсь от бытия к

становлению.

Бом: Быть чем-то в самом себе. Быть лучше, быть счастливее.

Кришнамурти: Да, все это значит - больше. Так вот, могу ли я, может ли

мой мозг исследовать и выяснить, существует ли первооснова, может ли мой ум

быть полностью свободным от времени? Мы различаем время: есть время

необходимое и время, которое не является необходимым. И спрашивается, не

может ли мой мозг, функционирующий всегда во времени, мыслящий во времени,

действовать иначе? Другими словами, может ли мысль прийти к концу? Вы,

наверно, согласились бы с этим?

Бом: Да, но не можете ли вы это пояснить? Как мы видим, первый вопрос -

возможно ли, чтобы мозг не был подавлен функцией мысли?

Кришнамурти: Да, которая есть время.

Бом: И тогда, если, как вы говорите, мысль придет к концу...

Кришнамурти: Нет! Может ли время как мысль остано-виться?

Бом: Психологическое время останавливается.

Кришнамурти: Да, я говорю о психологическом време-ни.

Бом: Но мы все же хотим иметь разумную мысль.

Кришнамурти: Конечно, понятно. Это мы сказали.

Бом: Мы имеем в виду мысль сознательного опыта.

Собеседник: Становления и бытия...

Кришнамурти: И сохранения в памяти того, что вы знаете, сохранения

прошлого как знания. О, конечно, это возможно.

Бом: Вы действительно имеете в виду память об опыте?

Кришнамурти: Память об опыте, обидах, привязанностях, обо всем этом. И

может ли она прийти к концу? Конечно, может. Дело вот в чем. Она может

прийти к концу, когда само восприятие спросит: Что это такое? Что такое

обида? Что такое психологический ущерб? Восприятие обиды есть ее

прекращение, не откладывание, которое есть время. В самом прекращении ее

есть прекращение времени. Думаю, это ясно. У 'X' есть обида, душевная рана с

самого детства. И слушая, беседуя, обсуждая, он осознает, что продлевание

этой обиды есть время. А чтобы открыть первооснову, время должно

прекратиться. Поэтому он спрашивает: 'Может ли моя обида прекратиться сразу

же, мгновенно?'

Бом: Я думаю, тут существует какая-то последователь-ность. Вы говорите,

ему стало понятно, что обида есть время, но мгновенное переживание этого

происходит само по себе.

Кришнамурти: Понятно. Мы можем это рассмотреть.

Бом: Это просто нечто такое, что происходит само по себе.

Кришнамурти: А это означает, что я создал образ самого себя и образ

обиды вне меня .

Бом: Что вы имеете в виду?

Кришнамурти: Несомненно, в становлении, которое есть время, я создал

образ самого себя.

Бом: Итак, мысль создала этот образ.

Кришнамурти: Мысль создала этот образ, исходя из опыта, воспитания,

обусловленности, создала как нечто от-дельное от меня. Но в действительности

этот образ есть 'я', хотя мы и мыслим его отдельно - образ и я, - что

является неразумным. Итак, осознавая, что этот образ есть 'я', я становлюсь

в какой-то степени разумным.

Бом: Думаю, это не будет понято, ибо когда я обижен, я ощущаю образ

себя.

Кришнамурти: Образ и есть вы.

Бом: Видите ли, человек, который обижен, чувствует это именно так.

Кришнамурти: Согласен. В тот момент, когда вы реаги-руете, вы себя

отделяете.

Бом: В этом проблема. Первое ощущение, собственно, таково, что этот

образ, являющийся моим 'я', понес обиду, и в следующий момент я чувствую,

что отделяюсь от образа, чтобы на него воздействовать...

Кришнамурти: ...что неразумно.

Бом: ... потому что некорректно.

Кришнамурти: Верно.

Бом: