Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

существуете. 'Вы' не можете существовать, когда

спрашиваете, что такое этот источник. 'Вы' - это время, движение,

обусловленность внешней средой. Вы -- все это.

Бом: В этом вопросе всякое разделение утрачивает смысл.

Кришнамурти: Совершенно. В этом его суть, не правда ли?

Бом: Не существует времени...

Кришнамурти: И все же мы говорим: 'Я не стану пользоваться мыслью'.

Когда в дело вступает 'я' - это означает разделение; поэтому для понимания

всего, о чем мы говорим, я устраняю это 'я' полностью.

Бом: Но это звучит как противоречие.

Кришнамурти: Понятно. Я не могу его устранить. Оно существует. Что

тогда является источником? Может ли он когда-либо быть назван? Например,

религиозное ощущение иудаизма таково, что он не может быть назван; вы не

называете его, не можете о нем говорить, не можете к нему прикоснуться. Вы

можете только смотреть. Индусы и прочие говорят то же самое, но по-другому.

Христиане споткнулись на слове 'Иисус', на этом образе, и они никогда не

доходили до источника.

Бом: Это сложный вопрос. Возможно, они пытались синтезировать несколько

философских систем: еврейскую, греческую и восточную.

Кришнамурти: И вот я хочу выяснить: что является источником? Может ли

мысль найти его? Однако же мысль рождена из этого источника, равно как и

разум. Они подобны двум потокам, которые движутся в различных направлени-ях.

Бом: Можно ли сказать, что материя, в наиболее общем смысле, также

рождена из этого источника?

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Я имею в виду всю вселенную. Но тогда этот источник находится за

пределами вселенной.

Кришнамурти: Разумеется. Не можем ли мы сказать так: мысль есть

энергия, равно как и разум?

Бом: Да. А также и материя.

Кришнамурти: Мысль, материя, механическое - это энергия. Разум - также

энергия. Мысль запутана, загрязне-на; она сама себя разделяет, дробит на

части.

Бом: Да, она множественна.

Кришнамурти: А разум - нет. Он не загрязнен. Он не может разделять себя

на 'мой разум' и 'ваш разум'. Он просто разум, и он неделим. И вот он

проистекает из источника энергии, которая разделилась.

Бом: Почему же она разделилась?

Кришнамурти: В силу физических причин, для удобст-ва...

Бом: Чтобы поддерживать физическое существование. И часть разума должна

быть изменена таким образом, чтобы она могла способствовать поддержанию

физического сущес-твования.

Кришнамурти: Да.

Бом: И она развилась особым образом.

Кришнамурти: И продолжает идти в этом направлении. Обе части - суть

энергия. Существует только одна энергия.

Бом: Да, это различные формы энергии. Этому много аналогий, хотя в

гораздо более ограниченном масштабе. В физике мы можем сказать, что свет

обычно представляет собой весьма сложное волновое движение, но в лазере

можно сделать так, что эти волны будут двигаться все вместе очень просто и

гармонично.

Кришнамурти: Да, я читал о лазере. Какие чудовищные вещи собираются

делать с его помощью!

Бом: Да, используя его для разрушения. Мысль может найти нечто

полезное, но затем это полезное всегда используется более широко и

становится разрушительным.

Кришнамурти: Итак, существует одна-единственная энергия, которая и

является источником.

Бом: Можно сказать, что энергия есть род движения?

Кришнамурти: Нет, это просто энергия. В тот момент, когда она

оказывается движением, она и попадает в это поле мысли.

Бом: Мы должны внести ясность в понятие энергии. Это слово я также

проверил в словаре, в основе его -- понятие работы. 'Энергия' означает

'работать внутри'.

Кришнамурти: Да, 'работать внутри'.

Бом: Теперь вы говорите, что существует энергия, кото-рая производит

работу, но не движение.

Кришнамурти: Да. Я думал об этом вчера, не думал, а понял, что источник

существует - не подверженный загряз-нению, пребывающий вне движения,

недоступный для мысли. Он есть. И от него происходят эти две формы. Почему

они вообще появились?

Бом: Одна была необходима, чтобы выжить. Кришнамурти: Это и все. При

выживании этот источник, во всей его целостности, во всей полноте был

подвергнут отрицанию или отброшен. Вот это я и пытаюсь понять, сэр. Как

человек, живущий в этом мире, со всем его хаосом и страданием, я хочу

выяснить, может ли человеческий