Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Оно или

приводит нас в крайнее замешательство или же мы от него просто уходим,

говоря:

'Ну, тут мы ничего не можем поделать'. А может быть это что-то такое,

что мы должны изучать, -- вы согласны? -- что-то такое, что нас должно

увлечь. Что это?

Это нечто нерушимо-твердое. Оно мне противостоит. Как я сказал, я мог

бы от него убежать, что я обычно и делаю. Или ему поклоняться. Или же

попытаться понять, что это такое. Когда я все это проделываю, я возвращаюсь

к прежнему стереотипу. И вот, стереотип отброшен. Когда мне встречает-ся

'X', как нечто неподвижное, я вижу, какова его природа. Я как человеческое

существо - подвижен, а 'X' - неподви-жен. При контакте с ним что-то

происходит, должно проис-ходить. Это не какая-то мистика, не оккультный

вздор, - это просто, не так ли?

Собеседник: Сэр, это действует подобно магниту, но ничего не разрушает.

Кришнамурти: Да, потому что вы не даете стереотипу уйти. Это не

является неудачей 'X'.

Собеседник: Этого я не сказал.

Кришнамурти: Это подразумевается. Следовательно, вы возвращаетесь

назад, вы зависимы.

Собеседник: Как это получается?

Кришнамурти: Я говорю, вы сталкиваетесь с 'X', и что происходит?

Собеседник: Вы сказали, и возникло усилие, чтобы понять.

Кришнамурти: А вот и вы, потерявшийся. Вы снова вернулись к прежнему

стереотипу. Вы его видите, ощущаете, вы его знаете, опознаете, - не имеет

значения, какое слово вы употребляете, -- он здесь.

Бом: В таком случае, не хотите ли вы сказать, что 'X' выражает

абсолютную необходимость не следовать прежнему стереотипу, потому что, как

вы видите, стереотип абсолютно не может работать.

Кришнамурти: Да, верно. Выразите это собственными словами.

Бом: И следовательно, неизменяемый, неподвижный - это и есть то, что вы

имеете в виду?

Кришнамурти: Да, я подвижен; 'X' - неподвижен.

Бом: Неподвижно, собственно, то, что за 'X', что действует в нем. Не

хотели бы вы так это выразить?

Кришнамурти: То, что действует -- это вначале какой-то толчок, это

естественно. Я двигался, двигался, двигался, и вдруг, столкнулся с чем-то

неподвижным. И в тот самый момент, очевидно, что-то происходит. Вы видите,

что проис-ходит. 'X' не становится, а я становлюсь. 'X' покончил с

объяснениями и всем прочим, и он указывает, что становле-ние болезненно. (Я

выражаю это кратко, в нескольких словах). Я сталкиваюсь с этим. Возникает

сенситивность. - Хорошо, давайте выразим это иначе. Объяснения и отказ от

всех объяснений - это сделало меня сенситивным, намного более бдительным.

Когда я сталкиваюсь с чем-то вроде 'X', естественно, возникает ответ не в

терминах объяснения и понимания. Возникает ответ на то. Тут должна быть

связь. Объяснения давались снова и снова. Я их выслушивал, и они делали меня

тупым, или я начинал понимать, что объяснения вообще не имеют никакой

ценности. Таким образом, в этом процессе я стал чрезвычайно сенситивным без

каких-либо объяснений. У меня на них аллергия!

Опасность есть также и в этом, ибо вы знаете, как люди говорят: когда

ты идешь к гуру, он дает; так что будь спокоен, ты получишь. Это - иллюзия,

вы знаете. Ну, я сказал достаточно.

Бом: Я мог бы только добавить, что когда видишь, что весь процесс

времени, знания и прочего не будет работать, он прекращается. И это делает

человека более восприимчивым - верно?

Кришнамурти: Да, ум становится острым.

Бом: Все это движение становилось помехой.

Кришнамурти: Да, психологическое знание сделало нас тупыми.

Бом: Оно удерживало мозг на пути, в котором не было необходимости.

Собеседник: Всякое знание?

Бом: Конечно, нет. Вы могли бы считать, что вот это знание не должно

делать вас тупым, знание, которое берет начало от той ясности, в которой по

существу нет знания...

Кришнамурти: Да. Вы помните, в наших дискуссиях мы говорили также, что

первооснова не есть знание.

Бом: Видите ли, самое главное, что она творит пустоту.

Кришнамурти: Вот именно.

Бом: Но это еще не первооснова, не сама первооснова.

Кришнамурти: Верно. Мы все это обсуждали. Я слушаю это в магнитофонной

записи, читаю в книге, и говорю: 'Да, это у меня есть'. Читая это, я получаю

объяснение, приобре-таю знание. И потом говорю: 'Я должен это иметь'.

Бом: Опасность в том, что существует большая трудность