Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

не способна создавать беспорядок.

Кришнамурти: Нет, конечно, нет. Итак, существует ли что-то за пределами

космического порядка, за пределами разума?

Бом: Вы согласны, что универсум, тот разум, который сотворил природу,

имеющую порядок, не действует всюду просто механически? В его деятельности

есть какой-то глубо-кий смысл?

Кришнамурти: Это то, что мы стараемся выяснить.

Бом: Вы подходите к универсуму в целом так же, как к человечеству. Что

заставляет вас делать это? Что лежит в основе такого восприятия?

Кришнамурти: Давайте начнем еще раз. Происходит прекращение моего 'я'

как времени, и таким образом ника-кой надежды, как таковой, не существует;

все завершилось, пришло к концу. В этом присутствует ощущение пустоты. А

пустота есть весь универсум.

Бом: Да, разум универсума, материя универсума.

Кришнамурти: Весь универсум.

Бом: Что заставляет вас так говорить?

Кришнамурти: О, я знаю. Выразить это очень просто:

разделение пришло к концу. Верно? Разделение создано временем, мыслью,

нашим воспитанием и так далее -- оно создано всем этим. Когда разделение

прекратилось, другое стало очевидным.

Бом: Вы имеете в виду, что когда нет разделения, существует другое, и

оно может быть воспринято?

Кришнамурти: Не воспринято, оно просто есть.

Бом: Но как тогда осознать, что оно есть?

Кришнамурти: Не думаю, что это осознается.

Бом: Что тогда побуждает вас так сказать?

Кришнамурти: Могли бы вы сказать, что оно есть? Не то, что вы его

воспринимаете, или что оно воспринято.

Бом: Да. Оно есть.

Кришнамурти: Оно есть.

Бом: Вы, наверно, могли бы сказать, что оно само это говорит. В

некотором смысле вы, возможно, убеждены, что именно оно и говорит.

Кришнамурти: Да. Только я не хотел произнести этих слов. - Рад, что вы

это так сказали! Где мы теперь?

Бом: Мы говорим, что универсум действительно живой, что он есть разум,

и мы - его часть.

Кришнамурти: Мы можем сказать, что мы -- его часть, только когда нет

'я'.

Бом: Нет разделения.

Кришнамурти: Нет разделения. Я хотел бы продвинуть-ся немного дальше.

Существует ли что-то за пределами всего этого?

Бом: Вы имеете в виду, за пределами этой энергии?

Кришнамурти: Да. Мы сказали 'пустота', эта пустота есть все, и

следовательно, она то, что является абсолютной энергией. Это совершенно

чистая, неискаженная энергия. Существует ли что-то за нею? Почему мы об этом

спрашива-ем?

Бом: Не знаю.

Кришнамурти: Я чувствую, что мы не можем этого коснуться - чувствую,

что существует что-то за этой энер-гией.

Бом: Можем ли мы сказать, что это нечто есть основа, сущность всего? Вы

говорите, что все возникает из внутрен-ней основы?

Кришнамурти: Да, существует другое. Вы знаете, тут нужно быть предельно

осторожным, чтобы не утратить чувство реального, не впасть в иллюзию, не

дать себя увлечь желанию или даже стремлению к исследованию и поиску. Это

должно случиться. Вы понимаете, что я имею в виду?

Бом: Мы говорим, что вещи должны приходить от того. Все, что бы вы ни

назвали, должно приходить от того.

Кришнамурти: От того. Это так, хотя звучит довольно самонадеянно.

Бом: Вы действительно видите это. Вы не принимаете поверхностное

восприятие за видение.

Кришнамурти: О, нет. Тогда это неверно.

Бом: Не существует разделения. Конечно, с такого рода вещами легко

впасть в иллюзию.

Кришнамурти: Да, но мы говорим, что иллюзия живет до тех пор, пока есть

желание и мысль. Это просто. А желание и мысль -- это часть 'я', которое

есть время. Когда желание и время полностью прекратились, существует

абсолютное ничто, следовательно, то, что является универсумом. Это пустота,

которая полна энергии. И тут мы можем поставить точку. ...

Бом: Поскольку мы еще не видим необходимости в том, чтобы выйти за

пределы этой энергии. Мы должны увидеть это как необходимость.

Кришнамурти: Думаю, что это необходимо.

Бом: Да, но это надо увидеть. Мы должны выявить, почему это необходимо.

Кришнамурти: Почему это необходимо? Можно пред-положить, что существует

в нас нечто, что действует, а также и нечто гораздо большее -- я не знаю,

как это выразить - нечто гораздо более значительное. Я двигаюсь медленно,

медленно. Стараюсь выразить то, что, как я думаю, существует за пределами

этого. Когда я говорю 'я