Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

ее, так чтобы в моей жизни мог функционировать разум,

чтобы я жил без всякой дисгармонии, чтобы указатель направления находился

под руководством разума? Быть может, именно поэтому религиозные люди вместо

слова 'разум' употребляли слово 'Бог'.

Бом: А какое в этом преимущество?

Кришнамурти: Не знаю, в чем здесь преимущество.

Бом: Так зачем же употреблять такое слово?

Кришнамурти: Оно пришло от примитивного страха, боязни природы;

постепенно отсюда выросла идея о том, что существует некий верховный отец.

Бом: Но это все еще мысль, которая функционирует по-своему, без разума.

Кришнамурти: Конечно. Я просто напоминаю об этом. Говорят: положись на

Бога, имей веру в Бога, и тогда Бог будет действовать через тебя.

Бом: Пожалуй, Бог - это метафорическое выражение разума, однако люди в

большинстве своем не воспринимают это как метафору.

Кришнамурти: Конечно нет, для них это устрашающий образ.

Бом: Да. Можно было бы сказать, что если слово 'Бог' означает то, что

неизмеримо, что находится за пределами мысли...

Кришнамурти:... что не имеет имени, что неизмеримо и, следовательно, не

имеет образа.

Бом: Тогда оно будет действовать внутри измеримого.

Кришнамурти: Да. Я стремлюсь довести до сознания следующее: желание

обрести с течением времени этот разум создало образ Бога. И с помощью образа

Бога, образа Иисуса, Кришны или какого-то другого образа, благодаря вере в

него, - которая все еще является движением мысли, - человек надеется, что в

его жизни будет существовать гармония.

Бом: А образ подобного рода в силу своей тотальности вызывает

непреодолимое желание, стремление; иными слова-ми, он пересиливает рассудок,

подавляет собой вообще все.

Кришнамурти: Вы слышали, как на днях архиепископы и епископы говорили,

что только Иисус имеет значение, все остальное не имеет значения.

Бом: Но это то же самое движение, посредством которого удовольствие

пересиливает здравый рассудок. Кришнамурти: Страх и удовольствие. Бом: Они

пересиливают; не может быть установлено никакой пропорции.

Кришнамурти: Да, я стараюсь сказать: 'Вы видите, таким образом

обусловлен весь мир'.

Бом: Да, однако, вы подсказали вопрос: что представляет собой этот мир,

который обусловлен подобным образом? Если мы будем считать, что этот мир

существует независимо от мысли, мы попадем в ту же ловушку. Кришнамурти:

Конечно, конечно.

Бом: Иными словами, весь обусловленный мир есть результат этого образа

мышления, его причина и одновремен-но его следствие.

Кришнамурти: Верно.

Бом: А такой образ мышления представляет собой дис-гармонию, хаос,

неразумие и так далее.

Кришнамурти: Я слушал в Блэкпуле выступления на съезде лейбористской

партии. Как они все умны, а некоторые из них весьма серьезны; и тут же вся

эта двусмысленность и тому подобное, мышление в понятиях лейбористской и

кон-сервативной партий. Они не говорят: 'Давайте соберемся все вместе и

посмотрим, что для людей будет лучше всего'. Бом: Они не способны на это.

Кришнамурти: В том-то и дело, но ведь они пользуются своим разумом!

Бом: Ну, только в этих ограниченных рамках. Это то, что всегда

представляет для нас трудность: люди развили техни-ку и многое другое за то

время, когда разум их был ограничен, а ограниченный разум может служить в

высшей степени неразумным целям.

Кришнамурти: Да, именно так.

Бом: Это продолжается тысячелетиями. Потом, разуме-ется, возникает

реакция, ибо проблемы чересчур велики, слишком обширны.

Кришнамурти: Но по существу все очень просто, чрезвы-чайно просто, это

- чувство гармонии. И оттого, что оно так просто, оно может работать в самых

сложных условиях.

Давайте вернемся назад. Мы сказали, что мысль и разум имеют общий

источник...

Бом: Да, мы дошли так далеко.

Кришнамурти: Что это за источник? Обычно его припи-сывают какому-нибудь

философскому понятию или говорят, что этим источником является Бог, - я

просто пользуюсь таким словом в данный момент, -- или Брахман. Это общий

источник, центральное движение, которое разделяется на материю и разум. Но

это - всего лишь идея, словесное утверждение, которое по-прежнему является

мыслью. А этот источник вы не можете найти при помощи мысли.

Бом: Здесь возникает вопрос: если вы найдете его, чем тогда будете

'вы'?

Кришнамурти: 'Вы' не