Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

тишина и энергия бесконечны, действительно

неизмеримы. Но существует нечто - я воспользуюсь словом 'greater' - нечто

еще более великое.

Бом: Я просто рассуждаю. Вот я слушаю вас, и создается впечатление, что

все, что бы вы ни говорили о пустоте или о каком-либо другом предмете,

предполагает, что существует еще что-то за этим.

Кришнамурти: Нет. Почему вы, как ученый, соглашае-тесь -- нет, не

соглашаетесь, -- почему вы прощаете мне пользование этим словом и даже

продвигаетесь вместе с ним?

Бом: Потому что мы шли к этому издалека, шаг за шагом, сознавая

необходимость каждого шага.

Кришнамурти: Видите ли, все это очень логично, разум-но, здраво.

Бом: А также, вне сомнения, еще и правильно.

Кришнамурти: Да. Так что если я говорю, что существу-ет нечто еще

большее, чем вся эта тишина, энергия - могли бы вы согласиться с этим?

Согласиться, что до сих пор мы следовали логике.

Бом: Мы охотно согласимся, что за пределами всего, о чем бы вы ни

говорили, определенно существует еще нечто. Тишина, энергия, все, что

угодно, - всегда сохраняется возможность в рамках логики допустить

существование чего-то еще. Но речь идет о том, что даже когда вы скажете,

что есть нечто за этим, вы все еще оставляете возможность, следуя логике,

снова выйти за пределы.

Кришнамурти: Нет.

Бом: Тогда почему это происходит? Понимаете, о чем бы вы ни говорили, -

всегда есть возможность существования чего-то еще за пределами этого.

Кришнамурти: За пределами этого существует ничто.

Бом: Видите ли, этот момент неясен.

Кришнамурти: За пределами этого существует ничто. Это я утверждаю. Не

догматически или из упрямства. Я чувствую, что оно есть начало и конец

всего. Конец и начало - это то же самое -- верно?

Бом: В каком смысле? В том смысле, что вы принимаете начало всего за

его конец?

Кришнамурти: Да. Верно? Вы могли бы так сказать?

Бом: Да. Если мы берем почву, из которой оно выходит, то это должна

быть почва, на которую оно упадет.

Кришнамурти: Верно. Это та земля, на которой все существует,

пространство...

Бом: ... энергия...

Кришнамурти: ... энергия, пустота, тишина, все это есть. Все это. Не

почва, вы понимаете?

Бом: Да, это всего лишь метафора.

Кришнамурти: За нею ничего нет. Никакой причины. Если у вас есть

причина, то у вас есть земля.

Бом: У вас другая земля.

Кришнамурти: Нет. Она - начало и конец.

Бом: Это очищение .

Кришнамурти: Верно. Вам это что-нибудь говорит?

Бом: Да, я думаю, это о чем-то говорит.

Кришнамурти: О чем-то. Хотели бы вы дальше сказать, что не существует

ни начала, ни конца?

Бом: Да. Что исходит из земли, то в землю и возвраща-ется, но этому нет

начала и нет конца.

Кришнамурти: Да. Не существует ни начала, ни конца. В этом скрыт

огромный смысл. Не есть ли это смерть - смерть не в том смысле, что я

непременно умру, но полное прекра-щение всего?

Бом: Понимаете, сначала вы сказали, что пустота есть конец всего, и в

чем тогда заключается смысл этого большего? Пустота есть конец вещей, не так

ли?

Кришнамурти: Да, конечно. Не является ли эта пустота смертью? Смертью

всего, что культивировал ум. Эта пустота - не продукт ума, отдельного ума.

Бом: Нет, она есть разум универсума.

Кришнамурти: Пустота есть то.

Бом: Да.

Кришнамурти: Эта пустота может существовать только тогда, когда

существует смерть - абсолютная смерть отдель-ного.

Бом: Да.

Кришнамурти: Не знаю, удалось ли мне это выразить.

Бом: Да, то есть пустота. Но затем вы говорите, что в этой основе

смерть идет дальше?

Кришнамурти: О, да.

Бом: Итак, мы говорим, что конец отдельного, смерть отдельного есть

пустота, которая является всеобщим. А теперь вы идете дальше, говоря, что

всеобщее тоже умирает?

Кришнамурти: Да, я пытаюсь это выразить.

Бом: В первооснове.

Кришнамурти: Это что-то говорит?

Бом: Пожалуй, да.

Кришнамурти: Задержитесь, пожалуйста, на этом мину-ту. Давайте

посмотрим. Я думаю, это что-то говорит, не правда ли?

Бом: Да. А если и отдельное и всеобщее умирают, тогда то есть смерть?

Кришнамурти: Да. Астроном говорит о том, что во вселенной идет

непрерывный процесс умирания и рождения.

Бом: Но вы, конечно, могли