Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

боль-шое значение, хотя

это может оказаться иллюзией.

Кришнамурти: Но если они никогда не слышали Иисуса, они не могли

воспринять и его опыт.

Бом: Это представляется разумным.

Кришнамурти: Они могли бы иметь различные пережи-вания того, чему их

учили. В Индии, я имею в виду...

Собеседник: Но разве наиболее серьезные люди в разных религиях не

говорят, что Бог, или что бы то ни было - Абсолют, первооснова -- по

существу есть нечто такое, что не может быть переживаемо посредством мысли?

Они могли бы также пойти дальше и сказать, что это не может быть переживаемо

вообще.

Кришнамурти: О, да. Я уже сказал, что это не может быть переживаемо.

'X' говорит, что это не может быть переживаемо. Давайте скажем: я не знаю.

Вот человек, который говорит, что такая вещь существует. И я его слушаю, и

он убеждает не только своим присутствием, но и словом. Хотя он призывает

меня быть осторожным: слово не вещь; но он пользуется словом, чтобы

передать, что существует нечто столь необъятное, чего моя мысль не может

охватить. И я говорю: 'Хорошо, вы очень подробно это объяснили, и как мой

мозг, который обусловлен, дисциплинирован знанием, как может он освободить

себя от всего этого?

Собеседник: Не может ли он себя освободить через понимание собственной

ограниченности?

Кришнамурти: Итак, вы говорите мне, что мысль огра-ниченна. Покажите

это мне! Она ограничена не словами или памятью, опытом или знанием; я

понимаю это, но не улавли-ваю того, что чувство ограниченно, потому что вижу

красоту земли, вижу красоту здания, человека, природы. Я воспри-нимаю все

это, и когда вы говорите, что мысль ограниченна, я этого не ощущаю. Это

всего лишь слова, которые вы мне сказали. На уровне интеллекта я понимаю. Но

я этого не чувствую. Нет в этом никакого аромата. Как вы мне покаже-те, нет,

как вы поможете мне, нет, - как сделаете вы, чтобы у меня было это ощущение

нестабильности мысли, малой ее значимости? Так, чтобы это было у меня в

крови - понимаете? Когда это у меня в крови, я это имею. И вам не нужно это

объяснять.

Собеседник: Возможен ли такой подход: мы не рассуж-даем о первооснове,

которая в данный момент слишком далеко, а просто стараемся непосредственно

увидеть, что может делать ум?

Кришнамурти: Который мыслит.

Собеседник: Ум мыслит.

Кришнамурти: Это все, что я имею. Способность мыс-лить, ощущать,

ненавидеть, любить - вы знаете все это, - вот деятельность ума.

Собеседник: Ну, я сказал бы, что мы этого не знаем, мы только думаем,

что знаем.

Кришнамурти: Я знаю, когда сержусь. Знаю, когда получил душевную рану.

Это -- не идея, я получил определен-ное ощущение и несу в себе обиду. Хватит

с меня исследова-ний, я проделывал их всю свою жизнь. Я обращался к

индуизму, буддизму, христианству, исламу и говорю, что я исследовал, изучал,

что я нагляделся на них. Я считаю, что все они - одни лишь слова. Как я,

человеческое существо, получил это необыкновенное ощущение? Если у меня нет

страсти - я не исследую. Мне нужна эта страсть, так как хочу вырвать себя из

этого малого, замкнутого пространства. Я оградил себя стеной - стеной,

которая есть я сам. И человек живет с этим миллионы лет. Я стараюсь

выбраться из этого с помощью учения, чтения, обращения к гуру, ко всякого

рода вещам, но по-прежнему стою на якоре. А вы говорите о первооснове,

потому что видите нечто поразительное, нечто кажущееся таким живым, таким

необыкновенным. Я же - все еще здесь, стою на якоре. Вы, тот, кто 'видит'

первоос-нову, вы должны что-то сделать, чтобы полностью взорвать, разрушить

этот центр.

Собеседник: Я должен сделать что-то, или вы должны?

Кришнамурти: Помогите мне! Не молитвой и всем этим вздором. Вы

понимаете, что я пытаюсь сказать? Я постился, я медитировал, я от всего

отказывался, я давал обет в том или другом. Я проделывал все это. Потому что

я уже прожил миллион лет. А в конце миллиона лет я все там же, где был в

самом начале. Это для меня - великое открытие; я думал, что двигался вперед,

переживая все это, но вдруг обнаружил, что возвратился к тому самому пункту,

с которого начал. Я получал все больший опыт, я повидал мир, я занимался

живописью, музыкой, я танцевал - вы следите? Но вернулся назад, к исходному

пункту.

Собеседник: Который есть я и не-я.

Кришнамурти: Который есть