Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

понимаю.

Бом: Это одна из трудностей, которая у вас возникает. Мы не находим

этого больше нигде; в человеческих отноше-ниях, если я могу действовать на

вас, вы можете действовать на меня - верно?

Кришнамурти: Конечно. Мы видим, что человеческие отношения - это

взаимодействие.

Бом: Да, взаимные отношения.

Кришнамурти: И в этих отношениях существует ответ и т.д. Но если я не

отвечаю на ваше действие, то я от него не завишу.

Бом: Видите ли, наука вообще считает, что односторон-нее действие

невозможно.

Кришнамурти: Несомненно. Так что мы постоянно под-черкиваем, что

материальный Процесс должен иметь отноше-ние к другому.

Бом: Во всяком случае, действие. Слово 'отношение' допускает здесь

двоякое толкование. Если вы сказали бы 'действие', то это было бы более

ясно.

Кришнамурти: Согласен. Материальный процесс до-лжен быть способен

действовать на не-материальное, а не-материальное должно действовать на

материальное.

Бом: Но это сделало бы их одним и тем же.

Кришнамурти: Именно!

Собеседник: Не обязательно. Можно было бы рассматри-вать это так, что

озарение - гораздо более значительное движение, чем материальный процесс

мозга, а из этого следует, что большее движение может действовать на

мень-шее, но меньшее движение не может действовать на большее.

Кришнамурти: Да, мы говорим то же самое.

Бом: Малое движение не оказывает значительного дей-ствия на большое

движение. Возможна ситуация, когда вы бросаете камень в океан, и океан

поглощает камень, не получив при этом сколько-нибудь значительного

изменения.

Кришнамурти: Да.

Собеседник: Таким образом, это все еще было бы двусто-роннее действие,

действие в двух направлениях, но только в одном направлении оно было бы

значительным.

Кришнамурти: Нет, нет. Не торопитесь, давайте будем осторожны. Любовь

не имеет никакого отношения к ненавис-ти.

Бом: Снова появилось это слово 'отношение'. Не могли бы вы сказать,

например, что ненависть не оказывает ника-кого действия на любовь?

Кришнамурти: Они независимы.

Бом: Независимы. Они не оказывают никакого действия друг на друга.

Кришнамурти: О, это очень важно выяснить. Любовь не зависит от

ненависти. Там, где ненависть, любовь не может существовать.

Бом: Да, они не могут стоять рядом, действуя друг на друга.

Кришнамурти: Не могут. Так что, когда ученые говорят, что если 'А'

имеет отношение к 'В', то 'В' должно иметь отношение к 'А' - мы против этого

возражаем.

Бом: Не все ученые говорят так; некоторые говорят по-другому. Я не хочу

вводить Аристотеля...

Кришнамурти: Введите его!

Бом: Он говорил, что существует неподвижный двига-тель, что Бог никогда

не движим материей; он вне действия материи, но он действует. - Понимаете?

Тогда это древняя идея. За время, прошедшее после Аристотеля, такое

пред-ставление наука отвергла и заявила, что это невозможно.

Кришнамурти: Если я ясно вижу, что любовь не зависит от ненависти, то

ненависть ни в коем случае не может воздействовать на любовь. Любовь могла

бы воздействовать на ненависть, но там, где есть ненависть, любви не может

быть.

Бом: Хорошо, имеются два возможных варианта. О котором из них вы

говорите?

Кришнамурти: Какие два варианта?

Бом: Вы сказали, что любовь может воздействовать на ненависть. Это один

возможный вариант, а другой состоит в том, что они вообще не действуют друг

на друга.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но который из них?

Кришнамурти: Я понял. Нет, любовь не может воздей-ствовать на

ненависть.

Бом: Правильно. Они не имеют никаких отношений. Но, понимаете, может

быть, озарение могло бы.

Кришнамурти: У нас должна быть абсолютная ясность в этом вопросе.

Насилие и бытие без насилия -- два совершенно различных фактора. Один не

может воздействовать на дру-гой.

Бом: В таком случае вы можете сказать, что существова-ние одного есть

не-существование другого, и что нет пути, на котором они могли бы

действовать вместе.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Они не могут быть вместе.

Кришнамурти: Абсолютно. Этого я и буду придержи-ваться. Так что, когда

этот материальный процесс находится в действии, другое не может

существовать.

Бом: Что значит 'другое' в данном случае? Озарение?

Кришнамурти: