Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

бы предположить, что существует нечто за

этим.

Кришнамурти: Да, именно так.

Бом: Думаю, мы продвигаемся. Всеобщее и отдельное. Сначала отдельное

умирает в пустоте, а за ним приходит всеобщее.

Кришнамурти: И оно тоже умирает.

Бом: В первооснове, верно?

Кришнамурти: Да.

Бом: Так что вы могли бы сказать, что первооснова не рождается и не

умирает.

Кришнамурти: Верно.

Бом: И тут, когда вы говорите, что всеобщее погибает, у нас возникает,

я думаю, почти непреодолимая трудность это выразить: само выражение 'the

universal' - всеобщее, уни-версум -- это отрицает.

Кришнамурти: Понимаете - я как раз объясняю: все умирает, кроме того.

Это говорит что-то?

Бом: Да. Тогда это то, из чего все возникает и в чем все приходит к

концу.

Кришнамурти: И тогда то не имеет начала и не имеет конца.

Бом: Имело бы какой-то смысл говорить о конце универ-сума? Что мог бы

означать конец универсума?

Кришнамурти: Ничего. Почему это должно что-то озна-чать? Какое

отношение это имеет к человеку? Вы понимаете, что я имею в виду? Какое это

имеет значение для человека, который переживает страшное время. Что должно с

ним произойти?

Бом: Давайте скажем так: человек сознает, что он должен иметь какой-то

контакт с первоосновой своей жизни, иначе все утрачивает смысл.

Кришнамурти: Но контакта нет. Первооснова не имеет с человеком никаких

отношений. Он убивает себя, он делает все, что противно первооснове.

Бом: Да, потому и утратила жизнь для человека свое значение.

Кришнамурти: Я - обыкновенный человек; я говорю: 'Прекрасно, вот вы

рассказываете о необыкновенных солнеч-ных закатах, но какое это имеет

отношение ко мне? Помогут ли они мне, как и все, что вы говорите, преодолеть

мое уродство, мои ссоры с женой или что-то еще?'

Бом: Я хотел бы вспомнить, что мы уже это подробно и последовательно

рассмотрели, начиная со страданий челове-чества; указали их причину, которая

заключается в неверном повороте и с неизбежностью ведет...

Кришнамурти: Да, но человек просит: 'Помоги мне исправить этот неверный

поворот. Наставь меня на правиль-ный путь'. И ты отвечаешь: 'Пожалуйста, не

становись ни чем'.

Бом: Правильно. И в чем тогда проблема?

Кришнамурти: В том, что он даже не хочет слушать.

Бом: Тогда, мне кажется, необходимо, чтобы тот, кто это видит, раскрыл

причину, которая мешает слушать.

Кришнамурти: Вы, конечно, видите, что это за причина.

Бом: Что является причиной?

Кришнамурти: 'Я'.

Бом: Да, но я имею в виду нечто более глубокое.

Кришнамурти: Более глубокое - все ваши мысли, глубо-кие привязанности -

все, что составляет вашу жизнь. Если вы не способны от этого отказаться, у

вас не может быть отношений с тем. Но человек не хочет отказываться.

Бом: Да, понимаю. То, чего он хочет, есть результат его образа

мышления.

Кришнамурти: То, чего он хочет, - это достаточно обеспеченная,

спокойная жизнь, без особых тревог, но он не может ее иметь.

Бом: Не может. Только когда отбросит все это.

Кришнамурти: Должна быть связь. Должно быть какое-то отношение человека

к первооснове и какое-то отношение первоосновы к обыкновенному человеку.

Иначе, в чем смысл жизни?

Бом: Это то, что я раньше пытался сказать. Без этого взаимоотношения...

Кришнамурти: ... не было бы смысла.

Бом: И тогда люди придумывают смысл.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Даже обращаясь к прошлому, мы видим, что древние религии

утверждали подобные же вещи - что Бог есть первооснова. Поэтому они

говорили: 'Ищи Бога'. Вы это знаете.

Кришнамурти: О, нет, это не бог.

Бом: Да, это не бог, но говорится по существу то же самое. Пожалуй,

можно было бы сказать, что 'бог' - это слишком персонифицированная попытка

выразить понятие первоос-новы.

Кришнамурти: Да. Дайте им надежду, дайте им веру, сделайте жизнь

несколько более обеспеченной.

Бом: Итак, как объяснить это обыкновенному человеку? В этом ваш вопрос?

Кришнамурти: Более или менее. А также важно, чтобы человек это слушал.

Вы - ученый. Вы достаточно хорошо слушаете, потому что мы - друзья. Но кто

еще из ученых будет слушать? Я чувствую, что если атому следовать, то в

нашем мире будет чудесный порядок.

Бом: Да. А что мы будем делать в этом мире?

Кришнамурти: Жить.

Бом: Я имею в виду, что мы