Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

внутренне, мы заставляем себя быть чем-то,

чем мы не являемся.

Кришнамурти: Конечно, это факт. Не в том ли тут причина, что

человеческий мозг так привык к конфликту, что отвергает любой другой образ

жизни?

Бом: Но почему люди пришли к заключению, что кон-фликт неизбежен и

необходим?

Кришнамурти: В чем источник конфликта?

Бом: Я думаю, мы ближе к этому подойдем, если скажем, что мы пытаемся

применять силу к самим себе. Когда мы представляем собой нечто определенное,

и мы хотим этим быть, но в то же время стремимся быть чем-то еще, чем-то

иным, то, следовательно, мы в одно и то же время хотим две разные вещи.

Правильно ли это?

Кришнамурти: Это мне понятно. Но я стараюсь выяс-нить источник всего

этого страдания, смятения, конфликта, борьбы - выяснить, в чем же причина

этого. И я начинаю с вопроса, не совершило ли человечество неправильный

пово-рот? Не является ли этим источником противопоставление 'я - не я'..?

Бом: Думаю, это ближе.

Кришнамурти: Да, это так. Почему человечество создало это 'я', которое

неизбежно должно порождать конфликт? 'Я' и 'ты', и 'я' - лучше, чем 'ты' и

т.д. и т.п.

Бом: Думаю, что допущенная в давние времена ошибка или, как вы ее

называете, неверный поворот, при котором принятое нами разделение между

различными вещами вокруг нас мы распространили и на внутреннее - не от злой

воли, а просто оттого, что не имели достаточно знания.

Кришнамурти: Несомненно.

Бом: Мы не понимали, что делаем.

Кришнамурти: Не тут ли источник всего нашего кон-фликта?

Бом: Я не уверен, что это источник. Как высчитаете?

Кришнамурти: Я склонен видеть источник в эго, во 'мне', в 'я'.

Бом: Да.

Кришнамурти: Если нет эго, нет и проблем, нет кон-фликта, не существует

времени - времени в смысле стано-виться или не становиться, быть или не

быть.

Бом: Но могло быть и так, что мы все же сползали в какое-то состояние,

которое заставляло нас выдвигать эго на первое место.

Кришнамурти: Подождите. Не получилось ли так, что энергия -- огромная,

беспредельная -- оказалась зажата или ограничена рамками ума, и сам мозг

стал ограниченным, потому что не смог вместить всю эту огромную энергию? Вы

следите за моими словами?

Бом: Да.

Кришнамурти: И поэтому мозг постепенно сузился до 'меня', до 'я'.

Бом: Я не совсем уследил за этим. Мне понятно то, что случилось, но я

не уловил всей последовательности. Вы говорите, что была огромная энергия, и

мозг не смог ею распорядиться или решил, что ею невозможно управлять.

Кришнамурти: Он не мог бы управлять ею.

Бом: Но если он не мог ею управлять, то ему могло показаться, что это и

невозможно.

Кришнамурти: Нет, подождите. Не торопитесь. Я как раз хочу исследовать,

проникнуть в эту небольшую деталь. Почему мозг, со всем мышлением, создал

это ощущение 'меня', 'я'? Почему?

Бом: Для того, чтобы функционировать, нам требовалось определенное

ощущение тождественности.

Кришнамурти: Да, чтобы функционировать.

Бом: Чтобы знать, на что направить усилия.

Кришнамурти: Конечно. И это то движение, которое создало 'меня'?

Движение от внешнего? Я должен был отождествиться с семьей, с домом, с

ремеслом или профес-сией. Все это постепенно стало 'мною'?

Бом: Я думаю, что та энергия, о которой вы говорите, тоже сюда

включается.

Кришнамурти: Да, но я хочу подвести к этому, не торопясь.

Бом: Видите ли, то, о чем вы говорите, - верно, это каким-то образом

постепенно усиливало ощущение 'меня', но само по себе это не объясняет,

почему эго обладает такой огромной силой. Иначе это было бы всего лишь

привычкой. Эго становится полностью господствующим, оно стремится стать

фокусом огромной энергии, всей энергии.

Кришнамурти: Не в этом ли причина, что мозг не может удерживать такую

огромную энергию?

Бом: Давайте скажем, что мозг старается ее контролиро-вать, приводить в

порядок.

Кришнамурти: Энергия не имеет порядка.

Бом: Но если мозг чувствует, что он не может контроли-ровать то, что

происходит внутри, то он будет стараться навести порядок.

Кришнамурти: Могли бы мы сказать, что мозг - ваш, его, ее мозг - не

является только что рожденным, что он очень, очень древний?

Бом: В каком смысле?

Кришнамурти: В том смысле, что он эволюционировал.

Бом: Да, эволюционировал, начиная