Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

обусловленного поля реальности.

Кришнамурти: Теперь другой вопрос. Предположим, я эрудит и полон этого

обусловленного и обусловливающего знания. Как мне постичь истину целостного

восприятия, как удержать в сознании все целиком?

Бом: Не думаю, что так удастся постичь истину.

Кришнамурти: Скажем, я учился всю жизнь; я посвятил знанию, которое

есть реальность, всю свою жизнь.

Бом: Да, а она тоже реальность, еще большая.

Кришнамурти: И предположим, вы приходите и говори-те: 'Истина находится

где-то еще, здесь ее нет'. Я соглаша-юсь с вами, принимаю ваше объяснение и

говорю: 'Прошу вас, помогите мне попасть отсюда туда'.

Бом: Да.

Кришнамурти: Потому что когда я попаду туда, я познаю истину. А здесь

мое постижение всегда фрагментарно.

Бом: Да.

Кришнамурти: Мое знание, следовательно, говорит мне:

'Это реальность, это не истина'. И допустим, вы приходите и говорите:

'Да, это не истина'. А я прошу: 'Скажите мне, пожалуйста, как попасть отсюда

туда'.

Бом: Мы как раз говорили, что не можем двигаться...

Кришнамурти: Я рисую это схематично. Что мне делать?

Бом: Думаю, мне надо увидеть, что вся эта структура знания неизбежно

оказывается ложной, ибо моя реальность искажена.

Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что содержание моего сознания

есть знание? Бом: Да.

Кришнамурти: Как мне опустошить это сознание и все же сохранить знание,

которое не искажено, - без него я ведь не могу действовать - и достичь

состояния, или чего-то еще, что будет постижением реальности. Не знаю,

достаточно ли ясно я выражаюсь. Бом: Да,

Кришнамурти: Вопрос сводится к следующему: мое человеческое сознание

есть его содержание, а это содержание является знанием; это беспорядочная

смесь неразумного знания со знанием, которое разумно. Может ли такое

созна-ние познать или вместить в себя истину? Бом: Нет, не может.

Кришнамурти: Может ли, следовательно, такое сознание прийти к истине?

Этого оно тоже не может. И что же тогда?

Бом: Тогда возможно понимание его ложности. Это сознание ложно в том

смысле, что приняло неверное направ-ление. Происходит это потому, что его

запутанное содержа-ние не может двигаться правильно.

Кришнамурти: Оно противоречиво. Бом: Оно во все вносит путаницу.

Кришнамурти: Не 'вносит путаницу', а само есть путаница.

Бом: Да, оно само -- путаница. Такова его деятельность. И один из

моментов этой путаницы заключается в том, что когда сознание размышляет о

самом себе, оно словно глядит на себя в зеркало, а зеркало отражает его так,

будто это уже не сознание, а независимая реальность.

Кришнамурти: Да.

Бом: И по этой причине деятельность сознания искажа-ется: сознание

пытается улучшать то, что оно воспринимает как независимую реальность, в то

время как фактически создает этим путаницу.

Я хотел бы выразить это так: все сознание в некотором смысле

представляет собой инструмент, связанный с какой-то таинственной энергией. И

пока сознание связано с этой энергией, будет продолжаться его ошибочная

деятельность.

Кришнамурти: Да.

Бом: А то, что сознание неверно себя отражает как независимое от мысли,

показывает, что надо каким-то обра-зом отключить энергию, которая питает

сознание. Сознание должно быть полностью изолировано, чтобы осталось таким,

как оно есть, без энергии.

Кришнамурти: Вы считаете, что не надо его питать. Мое сознание

запутано, оно хаотично, противоречиво и тому подобное. И сама его

противоречивость, сама его запутан-ность дают ему свою энергию.

Бом: Я, пожалуй, сказал бы, что энергия приходит даже не из сознания,

но до тех пор, пока она будет приходить, в сознании будет продолжаться

путаница.

Кришнамурти: Откуда же она приходит?

Бом: Нам, видимо, придется допустить, что она прихо-дит от какого-то

неизвестного источника.

Кришнамурти: Если она приходит от чего-то таинствен-ного, то мы

вступаем в сферу богов, внешних сил и т.п.

Бом: Нет, я не хотел бы сказать, что энергия приходит от какого-то

внешнего источника. Я предпочел бы сказать, что она в некотором смысле

приходит от меня самого.

Кришнамурти: Тогда 'я' есть это сознание?

Бом: Да.

Кришнамурти: Таким образом, содержание сознания создает свою

собственную энергию. Не хотели бы вы сказать именно так?

Бом: В каком-то