Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Да, по существу таких же. Так почему он ведет себя иначе?

Кришнамурти: Этот вопрос возникал уже много раз, снова и снова, в

разных частях света. Итак, почему существу-ет такое разделение?

Собеседник: Абсолютно ли это разделение? Видите ли, даже человек,

отвечающий на ненависть ненавистью, спосо-бен сознавать ее бессмысленность,

неестественность, созна-вать, что должно быть по-другому.

Кришнамурти: Должно быть по-другому. Но человек продолжает борьбу с

идеями. Он пытается в этом разобраться с помощью мысли, которая рождает

тьму.

Собеседник: Я только хочу сказать, что это разделение не представляется

полным.

Кришнамурти: О, оно является полным, абсолютным.

Собеседник: Тогда почему бы людям просто не сказать: 'Давайте жить,

давайте радоваться жизни до последнего мгновения'?

Кришнамурти: Потому что они ничего не могут видеть, кроме собственной

тьмы.

Собеседник: Но они хотят из нее выйти.

Кришнамурти: Теперь минуту. Хотят ли они выйти из нее? Действительно ли

они осознают состояние, в котором находятся, и есть ли у них осознанное

желание выйти из тьмы?

Собеседник: К тьме у них отношение двойственное. Они хотят продолжать

пользоваться ее плодами, но в то же время чувствуют, что это неправильно,

что это ведет к страданию.

Бом: Или же они находят, что это выше их сил. Видите ли, когда человек

во власти гнева или удовольствия, он не может уйти.

Кришнамурти: Люди тут ничего не могут поделать.

Собеседник: Но они все же желают выйти из тьмы, хотя это для них

невозможно. Существуют силы, которые превы-шают их волю.

Кришнамурти: Что тогда нам делать? Может быть, это разделение ложно?

Бом: В этом все дело. Нам лучше было бы говорить о различии между двумя

подходами. Это различие несущес-твенно.

Кришнамурти: Не думаю, что эти два подхода имеют что-либо общее.

Бом: Почему? Вы же говорите, что их различие ложно. Хотя в основном

люди одинаковы, между ними, тем не менее, обнаруживается различие. Быть

может, большинство людей сделало неверный поворот.

Кришнамурти: Да, давайте скажем так.

Бом: Но это различие несущественно, оно не затрагивает структуры, это

не то различие, которое существует между деревом и камнем.

Кришнамурти: Согласен с вами, это не такое различие, как между камнем и

деревом. Давайте подойдем к этому проще. Есть два ответа. Они направлены от

источника в разные стороны. Но источник у них один. Почему большин-ство

людей не приняло верного направления?

Бом: Мы не сумеем на это ответить. Но я как раз говорил, что когда

кто-то это понимает, он возвращается назад, к первоисточнику, и он тогда уже

не сделает неверного поворо-та. В каком-то смысле, мы постоянно совершаем

неверный поворот, и если бы мы могли это понять, стало бы возможным

измениться. А мы постоянно двигаемся все от того же источника, не будучи

способны вернуться к нему во времени.

Кришнамурти: Подождите, подождите.

Бом: Есть две возможности толковать наше утвержде-ние. Одна - в том,

чтобы сказать, что источник существует во времени, что в далеком прошлом мы

начинали вместе и избрали разные пути.

Другая - в том, чтобы сказать, что источник - вне времени, и мы

постоянно делаем неверный поворот, снова и снова. Верно?

Кришнамурти: Да, постоянно делаем неверный поворот. Почему?

Собеседник: Это также означает, что существует посто-янная возможность

делать верный поворот.

Кришнамурти: Да, разумеется, именно так. Если мы скажем, что существует

источник, от которого мы все начали движение, то окажемся в плену времени.

Бом: Мы не можем возвращаться назад.

Кришнамурти: Это исключено. Следовательно, вне вся-кого сомнения, мы

все время совершаем неверный поворот.

Бом: Постоянно.

Кришнамурти: Постоянно совершаем неверный поворот. Но почему? Один

живет с озарением, а другой - нет. Посто-янно ли это их состояние? Человек,

который живет во тьме, может в какой-то момент переместиться в число тех,

кто прозрел. Это тот самый исходный пункт, и это может про-изойти в любое

время.

Бом: Тогда ничто не удерживает человека кроме посто-янно совершаемого

им неверного поворота. Можно было бы сказать: тьма такова, что сам он не

видит, как делает неверный поворот.

Кришнамурти: В правильном ли направлении мы следу-ем и правильно ли

ставим вопрос? Предположим, озарение