Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

смысле это так. Но мы попадаем в тупик, ибо

представляется совершенно невозможным, чтобы содержание создавало свою

собственную энергию. Это озна-чало бы признать, что содержание способно

создавать со-бственную энергию.

Кришнамурти: Содержание действительно создает свою собственную энергию.

Смотрите, я пребываю в противоречии, и само это противоречие дает мне

энергию. У меня противо-речивые желания. Когда у меня противоречивые

желания, энергия у меня есть, я борюсь. Следовательно, энергию создает

желание, - не Бог, не что-то глубинное, -- это все то же желание. Это фокус,

который многие проделывают. Гово-рят, что существует какая-то внешняя сила,

какая-то таин-ственная энергия, в то время как это всего лишь оборот нашей

прежней сферы. Но я реализую эту энергию противоречия, энергию желания,

воли, стремления, наслаждения -- всего, что составляет содержание моего

сознания и что является сознанием, создающим свою собственную энергию. Это

реаль-ность. Реальность создает свою собственную энергию. И я мог бы

сказать: 'Я получаю свою энергию из глубинного источ-ника', но это все еще

реальность.

Бом: Да, допустим, мы в этом согласны, но дело тут в том, чтобы увидеть

истину, ...

Кришнамурти: ... к которой я хочу прийти. Отлична ли эта энергия от

энергии истины?

Бом: Да.

Кришнамурти: Это другая энергия.

Бом: Попробуем выразить это так: реальность может иметь много уровней

энергии.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но какая-то часть энергии отклонилась от прямой линии. Давайте

скажем, что мозг питает энергией все мысли-тельные процессы. И если мозг по

какой-то причине не обеспечивает энергией мыслительный процесс, в котором

возникла путаница, то положение можно исправить.

Кришнамурти: Вот именно. Когда энергия движется по прямой, наша

реальность не содержит в себе противоречий. Эта энергия бесконечна, потому

что не знает трения. Только вот вопрос: отличается ли она от энергии истины?

Бом: Да, отличается; и как мы однажды говорили, у этих двух видов

энергии должен быть более глубокий общий источник.

Кришнамурти: Не уверен. Вы полагаете, что обе эти энергии берут начало

из одного источника.

Бом: Я высказываю такое предположение. Но в данный момент мы говорим об

энергии истины, которая может охватывать реальность и...

Кришнамурти: ... иначе не может быть.

Бом: Да, иначе быть не может, но угадывается какая-то связь: когда

истина охватывает реальность, реальность дви-жется по прямой. Так что эта

связь, возможно, существует, по крайней мере, в одном направлении.

Кришнамурти: Верно, односторонняя связь, - истина любит реальность,

реальность не любит истину.

Бом: Но как только эта связь установилась, реальность движется по

прямой, не растрачивает энергии, не создает путаницы.

Кришнамурти: И тут приходит медитация. В обычном понимании медитация -

это движение отсюда туда, с практи-кой и всем прочим. Движение от этого к

тому.

Бом: Движение от одной реальности к другой.

Кришнамурти: Верно. В действительности медитация -это видение того, что

есть. Но обычно под медитацией понимают движение от одной реальности к

другой.

Озарение и истина. Пропасть между реальностью и

истиной

Кришнамурти: Интересно было бы попытаться выяс-нить, существует ли

такое действие, которое исходит не из процесса мысли, а непосредственно из

истины, если можно так выразиться, - озарение, которое действует мгновенно.

Мне хотелось бы этот вопрос исследовать.

Бом: Пожалуй, единственное действие, которое срабаты-вает мгновенно, -

это видение ложного.

Кришнамурти: Да. Тут трудно подобрать пример. Озаре-ние открыло мне

смысл такого факта, как вера человека в Бога, -- возьмем это как пример.

Бом: И в чем тогда суть вашего озарения?

Кришнамурти: Озарение выявило тот факт, что Бог - это мысленная

проекция.

Бом: Да, и, следовательно, - заблуждение.

Кришнамурти: Я испытал озарение. Если бы у меня была вера в Бога, то

она мгновенно исчезла бы. Таким образом, тут не процесс размышления, а

видение истины.

Бом: Или заблуждения.

Кришнамурти: Или заблуждения. Это полное действие, и с заблуждением

покончено. Не знаю, удается ли мне это ясно выразить: это целостное

действие, в нем нет раскаяния или сожаления, ощущения