Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Да, не считаем. Это факт.

Бом: Это факт, который уже существовал, это происхо-дило раньше и

происходит сейчас.

Кришнамурти: Да. Я, как обыкновенный человек, нера-зумен. Моя жизнь

полностью противоречива и т.д., что также является неразумным. Итак, могу ли

я, как человеческое существо, это изменить?

Бом: Давайте посмотрим, как мы могли бы действовать, руководствуясь

научным подходом. Возник бы вопрос: поче-му все люди неразумны?

Кришнамурти: Потому что мы так обусловлены. Наше воспитание и

образование, наша религия, - все.

Бом: Но это нас ничуть не продвигает, потому что вызывает новые, еще

большие вопросы: как мы оказались обусловленными и т.д.

Кришнамурти: В этом мы можем разобраться.

Бом: Но я имею в виду, что, следуя в этом направлении, мы не получим

ответа.

Кришнамурти: Вот именно. Почему мы обусловлены именно так?

Бом: Мы говорили на днях, что человек, возможно, совершил неверный

поворот, который определил и неверную обусловленность.

Кришнамурти: Неверную обусловленность с самого на-чала. Иначе говоря,

стремление к безопасности, - для меня самого, для моей семьи, для моей

группы, для моего племени - вызвало это разделение.

Бом: Как раз тут можно спросить, почему человек искал безопасность в

неверном пути? Видите ли, если бы существо-вала какая-то разумность, она

прояснила бы полную бес-смысленность этого шага.

Кришнамурти: Вы, конечно, возвращаетесь назад, к неверному повороту.

Как вы мне объясните, что мы соверши-ли неверный поворот?

Бом: Не считаете ли вы, что нам нужно подойти к этому с точки зрения

науки?

Кришнамурти: Конечно. Я думаю, что неверный поворот был сделан тогда,

когда мысль стала самым важным.

Бом: Что сделало ее самым важным?

Кришнамурти: Давайте порассуждаем. Что заставило людей вознести мысль

на пьедестал как единственное средст-во действия?

Бом: Нужно также пояснить, почему мысль, если она так важна, создает

все наши трудности. Тут два вопроса.

Кришнамурти: Это довольно просто. Мысль была над-елена высочайшей

властью. И это, возможно, явилось для людей неверным поворотом.

Бом: Дело, думаю, в том, что мысль стала эквивалентом истины. Люди

приняли мысль, приравняв ее к истине и всегда считая то, что есть, истинным.

Существует представ-ление, что наше знание не имеет границ. Это заблуждение

основано на свойстве знания обобщать. Знание действительно полезно в

определенных случаях и в определенное время. Но когда люди вообразили, что

оно могло бы быть полезно всегда и во всем, это кристаллизовало понятие

истинности мысли и придало ей величайшую значимость.

Кришнамурти: Вы спрашиваете, почему человек придал мысли такое

значение?

Бом: Я думаю, он совершил ошибку.

Кришнамурти: Почему?

Бом: Потому что он не понимал, что делал. На первых порах он еще не

видел опасности...

Собеседник: Вы только что говорили, что основным в человеке принято

считать разум...

Кришнамурти: Ученые так говорят.

Собеседник: Если вы могли бы показать человеку нечто такое, что

истинно...

Кришнамурти: Покажите это мне. Истинно то, что я неразумен. Это факт,

это истина.

Собеседник: Но для этого не требуется разума. Достаточ-но наблюдения.

Кришнамурти: Нет. Кто-то идет воевать. Кто-то говорит о мире. Кто-то

неразумен. Д-р Бом указывает на мнение ученых о том, что человек разумен. Но

факт таков, что наша повседневная жизнь неразумна. И вот мы просим показать

нам с помощью науки, почему она неразумна. А это значит, показать человеку,

каким образом он соскальзывает в нера-зумность и почему люди с этим

примирились. Мы можем говорить, что виной этому привычка, традиция, религия.

Это касается также тех ученых, которые очень разумны в сфере научной

деятельности, но неразумны в жизни.

Собеседник: И вы считаете, что верховная власть мысли - это самая

высокая степень неразумности?

Кришнамурти: Верно. К этому мы пришли.

Бом: Но как мы пришли к тому, чтобы сделать мысль такой важной?

Кришнамурти: Почему человек придал мысли такое большое значение? Я

думаю, что ответить довольно легко. Потому что мысль - единственное, что он

знает.

Бом: Я не понимаю, почему он придал мысли высочай-шую важность.

Кришнамурти: Потому, что все, что я знаю, создано мыслью, - образы и

все прочее