Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

личной выгоды или

превосходст-ва, в нем нет вообще никаких эмоций. Оно имеет качество

завершенности, полноты. Таким качеством не обладает дей-ствие, рожденное

мыслью, действие, вытекающее из анализа вопроса, существует ли Бог или Бога

нет. Это действие всегда неполно.

Бом: Да, я понял. Тогда существует другое действие, при котором вы

пользуетесь словами, пытаетесь осознать озаре-ние. Допустим, вы обращаетесь

к вашим слушателям. Какоеэто действие - полное или неполное? Вы говорите,

что сделали открытие в отношение Бога. Другие люди все еще воспринимают его

как факт, и, следовательно...

Кришнамурти: Но этот человек говорит, исходя из озарения.

Бом: Он говорит, исходя из озарения, но при этом он включает процесс

времени.

Кришнамурти: Да, чтобы выразить нечто.

Бом: Чтобы что-то изменить. Давайте теперь это рассмот-рим, чтобы стало

яснее. Это действие исходит из озарения и оно выражает истину.

Кришнамурти: Да, оно всегда исходит из озарения.

Бом: И при этом вам, возможно, придется приводить в систему...

Кришнамурти: ... конечно, разумно обосновывать, что-то додумывать и так

далее. А действие, обоснованное мыслью, отличается от действия озарения.

Бом: В чем, собственно, состоит различие, когда озаре-ние передается

посредством разумной мысли? Вернемся к вашему прозрению в отношении Бога:

вам нужно передать его другим людям, вы должны выразить его достаточно

обосно-ванно.

Кришнамурти: Да.

Бом: И, следовательно, не присутствует ли тут еще какое-то качество

озарения, касающееся того, как его пере-дать? Вы должны для этого найти

какой-то разумно обосно-ванный способ. Следовательно, в самой попытке

передать, в самой форме передачи должно присутствовать нечто от исти-ны

озарения. И в определенном значении это есть мысль.

Кришнамурти: Нет, когда озарение передают другому с помощью слов, такое

действие будет неполным до тех пор, пока тот, кто передает, будет говорить о

своем озарении.

Бом: Правильно. Таким образом, вы должны передать то, что даст

кому-нибудь озарение.

Кришнамурти: Возможно ли дать озарение?

Бом: Не в буквальном смысле, но вы должны как-то выразить то, что,

возможно, не поддается описанию.

Кришнамурти: Да. Это может случиться только тогда, когда вы сами уже

расстались с верой в Бога.

Бом: Но нет гарантии, что это случится.

Кришнамурти: Нет, разумеется.

Бом: Это зависит от другого человека, от его готовности слушать.

Кришнамурти: И вот мы приходим к такому вопросу:

существует ли невербальное мышление, мышление без слов? Не могло бы оно

оказаться тем средством, которое передаст озарение?

Бом: Я готов допустить, что существует такой род мышления, который

позволяет передать озарение. Озарение невербально, но мышление само по себе

таковым не является. Существует мышление, в котором преобладает слово, но

есть и другой вид мышления, в котором порядок устанавливается не словом, а

озарением.

Кришнамурти: Является ли озарение продуктом мысли?

Бом: Нет, озарение проявляется через мысль, но оно никогда не может

быть продуктом мысли.

Кришнамурти: Очевидно, нет.

Бом: Оно может действовать через мысль. Я хотел бы сказать, что та

мысль, посредством которой действует озаре-ние, имеет свой особый порядок,

она отлична от всякой другой. Я хотел бы провести различие между этими двумя

видами мысли. Вы привели однажды пример с барабаном, который вибрирует от

внутренней пустоты. Я воспользуюсь этим сравнением, чтобы показать, что

действие барабанной кожи подобно действию мысли. Верно?

Кришнамурти: Да. Но как озарение происходит? Если оно не является

продуктом мысли, не является процессом, вызванным мыслью и всем прочим, то

как оно возникает?

Бом: Не ясно, что вы имеете в виду.

Кришнамурти: Как возникает у меня прозрение, что Бог - проекция наших

собственных желаний, образов и так далее? Я вижу ложность или истинность

этого. Как это происходит ?

Бом: Я себе не представляю, как вы могли бы это описать.

Кришнамурти: У меня есть внутреннее ощущение, что мысль не может

проникнуть в ту сферу, где происходит озарение, где пребывает истина, хотя

мысль действует в любой другой сфере. Но истина, ее сфера могут действовать

посредством мысли.

Бом: Да.

Кришнамурти: В то же время в эту сферу мысль войти не может.