Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

нужно озаре-ние, иначе я не

смогу ее прекратить.

Бом: Мы, пожалуй, могли бы взглянуть на это так:

обусловленность - это реальность, очень прочная реальность, именно

такой мы в основном себе ее представляем.

Кришнамурти: Да.

Бом: Как мы сказали в предыдущей беседе, она действи-тельно существует.

Обычная реальность - это не только то, что я себе представляю, но в какой-то

степени она соответ-ствует действительности, действительному факту. В этом -

доказательство ее реальности. И с первого взгляда эта обус-ловленность

представляется такой же прочной, как всякая реальность, даже еще более

прочной.

Кришнамурти: Гораздо более прочной. Может ли обус-ловленность быть

устранена, может ли она прекратиться с помощью мышления?

Бом: Не может, потому что таково наше мышление.

Кришнамурти: Значит, мышление не прекратит обус-ловленности. Что же

тогда может это сделать?

Бом: Мы снова вернулись назад. Мы видим, что это может сделать только

истина, озарение.

Кришнамурти: Я думаю, что-то происходит. Вижу, что я обусловлен и

отделяю себя от обусловленности, восприни-маю себя отдельно от нее. А вы

приходите и говорите: 'Нет, это не так, наблюдающий есть наблюдаемое'. Если

я смогу это увидеть, или у меня будет озарение, которое мне откроет, что

наблюдающий есть наблюдаемое, то обусловленность начнет разрушаться.

Бом: Потому что она непрочная.

Кришнамурти: Осознание обусловленности прекращает ее. Истина перед нами

тогда, когда существует понимание того, что наблюдающий есть наблюдаемое. В

этом осознании, которое истинно, обусловленность исчезает. Как она

исчеза-ет? Что требуется для того, чтобы разрушить ее структуру?

Бом: Озарение, которое позволит увидеть ее ложность.

Кришнамурти: Но я могу интуитивно ощущать нечто как ложное, и все же

продолжать следовать прежним путем, принимая ложное и живя в нем.

Бом: Да.

Кришнамурти: И вот, не знаю, смогу ли я это выразить. Мне нужно

осуществить это в своей жизни. Я принял реальность как истину, я живу в ней,

мои боги, мои привычки - все в ней. Вы приходите и говорите: 'Посмотрите,

истина отличается от реальности', и вы мне это объясняете. Как мне отбросить

этот ужасный груз, как сокрушить эту ужасную обусловленность? Мне для этого

нужна энергия. Приходит ли энергия, когда я вижу, что 'наблюдающий есть

наблюдае-мое'? Как мы сказали, я вижу важность, разумность того, что

обусловленность должна быть устранена, понимаю необходи-мость этого,

понимаю, как обусловленность себя проявляет, мне понятны разделение,

конфликт и все прочее, что она в себя включает. И вот, когда я сознаю, что

наблюдающий есть наблюдаемое, приходит энергия совершенно иного рода. Все

это я хочу постигнуть.

Бом: Да, тогда это уже не энергия реальности. Я лучше это вижу, когда

говорю: 'мыслящий есть мысль'. Фактичес-ки это одно и то же.

Кришнамурти: Да, мыслящий есть мысль. И вот, отли-чается ли эта энергия

от энергии обусловленности, от дейст-вия обусловленности и реальности? Не

является ли эта энергия восприятием истины? У нее тогда совершенно иное

качество.

Бом: Она, видимо, имеет качество свободы, она не связана

обусловленностью.

Кришнамурти: Да. Теперь я хочу практически приме-нить это к себе. Я

вижу всю проблему, которую вы мне описали. У меня довольно хорошие

способности, я могу аргументировать, объяснить ее и т.д., но энергия этого

качества не приходит. И вот, движимый состраданием, пони-манием и

восприятием истины, вы хотите мне помочь полу-чить эту энергию. Вы говорите:

'Прошу тебя, пойми это'. А я не могу этого понять, потому что вся моя жизнь

проходит в сфере реальности. Вы живете в свете истины, а я -- нет. Не

существует никаких отношений между вами и мною. Я соглашаюсь с вашими

словами, вижу их разумность, логич-ность, вижу их действенность, но не могу

сломать своей обусловленности.

Как вы поможете - я с сомнением употребляю это слово -- как можете вы

мне помочь ее разрушить? Вам это будет трудно, потому что вы видите истину,

а я -- нет. Вы говорите: 'Ради Бога, пойми это'. Как вы поможете мне?

Словами? Тогда мы вступаем в сферу, которая мне весьма хорошо знакома.

Обычно так и происходит, - понимаете? Так что же делать? Что делать вам со

мной, отказывающимся видеть то, что происходит? И