Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

имеет.

Кришнамурти: Да. Вы понимаете, что представляет собой ум или мозг без

знания?

Бом: Без психологического знания?

Кришнамурти: Да, я говорю о психологическом знании.

Бом: Ум, мозг, который организует свою деятельность без

психологического знания, тем самым не вовлечен в процесс времени.

Кришнамурти: Да.

Бом: Таким образом, мы говорим, что сфера мозга должна организовывать

себя, психологически полностью себя понимая.

Кришнамурти: И находится ли тогда ум, мозг в беспо-рядке? - Конечно,

нет.

Бом: Безусловно. Но я думаю, что, столкнувшись с таким подходом, люди

могли бы принять это как беспорядок.

Кришнамурти: Да.

Бом: То, что вы говорите, я думаю, означает, что само понятие

психологического самоконтроля не имеет смысла.

Кришнамурти: Поскольку знание моего 'я' - психоло-гическое знание --

есть время.

Бом: Да, я понимаю, что вся эта сумма знания есть 'я', есть время.

Кришнамурти: А что представляет собой жизнь без этой суммы знаний? Не

существует времени, не существует зна-ния в психологическом смысле, нет

ощущения 'меня', - и что тогда есть? Придя к такому состоянию, многие люди

сказали бы: 'Какой ужас!'

Бом: Да, потому что кажется, что это было бы небытие, ничто.

Кришнамурти: Ничто. Но если прийти к этому состоя-нию - что тогда?

Могли бы вы сказать: именно потому, что это - ничто, это -- все?

Бом: Да, я готов с этим согласиться. Я это знаю. Это истинно. Ничто

содержит все.

Кришнамурти: Это - не медитация, это - ничто (noth-ing).

Бом: Не вещь (no thing).

Кришнамурти: Не вещь, правильно.

Бом: Вещь ограниченна, а это - не вещь, потому что не существует

пределов... Во всяком случае, потенциально это содержит все.

Кришнамурти: Погодите, сэр. Если это - ничто и потому все, то все есть

энергия.

Бом: Да. Первопричина всего есть энергия.

Кришнамурти: Разумеется. Все есть энергия. А что является ее

источником? Или источника энергии вообще не существует, а есть только

энергия?

Бом: Просто энергия. Энергия -- это 'то, что есть'. В источнике нет

необходимости. Это, пожалуй, и есть целост-ный подход.

Кришнамурти: Нет, Если существует ничто, и, следова-тельно, существует

все, а все - это энергия... Мы должны быть очень осторожны, потому что

индусы также считают, что Брахман есть все. Понимаете? Но это становится

идеей, принципом, и тогда это опять же функционирует в мозгу. Факт таков,

что существует ничто, а следовательно, сущес-твует все, и все это есть

космическая энергия. Но с чего начинается эта энергия?

Бом: Мы не говорим о времени.

Кришнамурти: Я знаю, что мы не говорим о времени, но христиане сказали

бы: 'Бог есть энергия, и Он есть источник всей энергии'. Не так ли?

Бом: Но у христиан есть и идея того, что они называют Богом-отцом

(Godhead), что является также источником самого Бога.

Кришнамурти: Такую идею имеют также индусы, арабы и евреи. Не выступаем

ли мы против всего этого?

Бом: В некотором смысле похоже на то.

Кришнамурти: И все же это не одно и то же. Мы должны быть осторожны.

Бом: Много подобных идей было высказано за прошед-шие века.

Кришнамурти: Тогда это означает всего лишь выход в пустоту? Живет ли

кто-нибудь в пустоте?

Бом: Ну, это не ясно.

Кришнамурти: Существует ничто, и все есть энергия. Что это означает?

Бом: А существует ли что-то в самой этой энергии?

Кришнамурти: Оно не отличается от энергии. Но нахо-дясь внутри, оно

говорит: 'Я совершенно иное, чем то'.

Бом: 'Я' ограждает себя и говорит: 'Я - иное, я - вечное'.

Кришнамурти: Почему оно так поступает? Почему воз-никает разделение? Не

потому ли, что внешне я отождеств-ляю себя с домом и прочим, а это

отождествление проявляется внутренне?

Бом: Да. И второй момент - то, что мы некогда устано-вили понятие

чего-то внутреннего, и поэтому стало необходи-мо его защищать. В результате

создается обособленность.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Внутреннее было, очевидно, самым ценным, и его надо было защищать

всей нашей энергией.

Кришнамурти: Не получается ли тогда, что существует только организм как

часть энергии? Не существует вообще 'я', за исключением паспорта, имени и

формы; иначе говоря - ничто. И, следовательно, существует все, а все есть

энергия?