Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Но мы также сказали, что весь универсум есть разум.

Бом: Вы хотите сказать, что природа есть разум?

Кришнамурти: Часть разума.

Бом: Разума универсума?

Кришнамурти: Да.

Бом: Не какой-то отдельный ум?

Кришнамурти: Отдельный ум - это обособленный ум, но мы говорим о

Разуме.

Бом: Видите ли, мы должны сделать это понятным. Вы говорите, что

природа есть творение универсального разума, хотя она имеет все же

несомненную реальность.

Кришнамурти: Все понятно.

Бом: Но это выглядит так, как если бы природа была мыслью

универсального разума.

Кришнамурти: Она - часть его. Я пытаюсь идти ощупью в направлении

отдельного ума, который приходит к концу; и тогда существует только Разум,

ум универсума - верно?

Бом: Да. Мы рассматриваем отдельный ум, пробираясь ощупью через

желания, и мы сказали, что если все это остановилось...

Кришнамурти: Это как раз и мой вопрос. Если все это полностью приходит

к концу, то каков следующий шаг? Существует ли что-либо следующее? Мы

сказали вчера, что существует начало, но это слово в какой-то части

подразуме-вает время.

Бом: Мы отнюдь не хотим утверждать, что это - начало, может быть, это -

конец.

Кришнамурти: Конец, мы так сказали.

Бом: Но существует ли тут что-нибудь новое?

Кришнамурти: Есть ли что-нибудь такое, что ум не может охватить?

Бом: Который ум, отдельный или универсальный?

Кришнамурти: Отдельный ум пришел к концу.

Бом: Да. Вы говорите, что и универсальный ум не может этого охватить?

Кришнамурти: Это нам надо выяснить.

Бом: Не считаете ли вы, что существует нечто, некая реальность за

пределами универсального разума?

Кришнамурти: Не играем ли мы в игру, снимая одну кожуру за другой, как

кожуру луковицы, и в конце остаются только слезы и больше ничего?

Бом: Ну, я не знаю.

Кришнамурти: Ибо мы сказали, что тогда существует конец космического,

универсального разума, а за ним есть еще нечто большее.

Бом: Хорошо, могли бы вы сказать, что 'большее' есть энергия, и что эта

энергия находится за пределами универ-сального разума?

Кришнамурти: Я сказал бы да, потому что универсаль-ный разум есть часть

этой энергии.

Бом: Это понятно. Вы говорите, что эта энергия в некотором отношении

живая?

Кришнамурти: Да, да.

Бом: А также разумная?

Кришнамурти: Подождите.

Бом: В некотором отношении... Поскольку она есть разум.

Кришнамурти: И вот, если эта энергия разумна, то почему она позволила

человеку двигаться в неверном направ-лении?

Бом: Я думаю, это могло бы быть частью процесса, нечто такое, что

является неизбежным в природе мысли. Видите ли, когда начинала развиваться

мысль, такая возможность долж-на была существовать. Чтобы возбудить мысль в

человеке...

Кришнамурти: Не было ли это изначальной свободой человека? Свободой

выбора?

Бом: Нет, это предполагает, что мысль должна быть способной совершить

такую ошибку.

Кришнамурти: Но если эта разумность действовала, почему она эту ошибку

позволила?

Бом: Мы можем предположить, что существует какой-то порядок универсума,

какой-то закон.

Кришнамурти: Согласен. Универсум функционирует, и он имеет свой

порядок.

Бом: Да, и то, что отдельный механизм может действо-вать неверно, есть

часть порядка универсума. Если машина ломается, то это не означает

беспорядка в универсуме, это - часть порядка универсума.

Кришнамурти: Да. В порядке универсума существует беспорядок, там, где

это касается человека.

Бом: Это не беспорядок на уровне универсума.

Кришнамурти: Нет. Это на значительно более низком уровне.

Бом: На уровне человека это -- беспорядок.

Кришнамурти: Но почему человек от самого начала живет в этом

беспорядке?

Бом: Потому что он живет в неведении, он до сих пор не увидел главного.

Кришнамурти: Хотя человек часть целого, он живет все же в крошечном

уголке и живет в беспорядке. А этот огромный познающий разум не имеет...

Бом: Да, вы могли бы сказать, что возможность творчес-тва - это также и

возможность беспорядка. Так, если у человека была возможность творить, то

была также возмож-ность и совершать ошибки. Не мог он быть фиксирован, как

машина, чтобы всегда действовать в совершенном порядке. Этот разум не

захотел бы обратить его в машину, которая