Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

ум соприкоснуться с самим источником, в

котором этих двух частей не существует? А соприкоснувшись с источником, где

разделения нет, он сможет действовать без разделения. Не знаю, удается ли

мне ясно это выразить.

Бом: Но как может быть, чтобы ум человека не соприкос-нулся с этим

источником? Почему он его не касается?

Кришнамурти: Потому что мы поглощены мыслью, ее хитростью, ее

движением. Все наши боги, наши медитации -- все это мысль.

Бом: Да. Я думаю, тут мы подходим к вопросу о жизни и смерти. Это

относится к выживанию, ибо одна из них стоит на пути как препятствие.

Кришнамурти: Мысль и ее сфера безопасности, ее жажда безопасности --

создали смерть как нечто отдельное от себя. Бом: Да, это может быть ключевым

моментом. Кришнамурти: Именно так.

Бом: Можно взглянуть на мысль под этим углом зрения. Она задумала себя

как инструмент выживания. И потому...

Кришнамурти: ... она создала бессмертие в Иисусе или в чем-либо еще.

Бом: Мысль, возможно, не в состоянии представить себе собственную

смерть. Поэтому, когда она пытается это сде-лать, она всегда проецирует

что-то еще, какой-то иной, более широкий взгляд на вещи, который, как ей

кажется, позволя-ет глядеть на себя со стороны. Если кто-то пытается

вообра-зить, что он умер, то он все еще воображает себя живым и глядящим на

самого себя, как на мертвого. Вы всегда можете усложнить это всякого рода

религиозными понятиями; но поскольку попытка исходит от мысли, она,

очевидно, не может понять смерть должным образом.

Кришнамурти: Не может. Это означало бы прекращение ее самой.

Бом: Это очень интересно. Предположим, мы берем смерть тела, которую

видим во внешних проявлениях: орга-низм умирает, утрачивает свою энергию, и,

следовательно, распадается.

Кришнамурти: Тело действительно есть инструмент этой энергии.

Бом: Итак, давайте скажем, что энергия перестает пи-тать тело и,

следовательно, тело не может долее сохранять какую-либо целостность. Можно

сказать, что то же самое происходит и с мыслью: энергия определенным образом

питает мысль, как и тело, - ведь так?

Кришнамурти: Верно.

Бом: Вы и другие часто употребляли выражение 'ум полностью умирает для

мысли'. Такое определение сначала вызывает недоумение, потому что вполне

можно подумать, что это мысль должна умереть.

Кришнамурти: Именно, именно так.

Бом: Но вы говорите, что умирает ум, или его энергия умирает для мысли.

Прежде всего я замечаю, что когда мысль действует, она получает определенную

энергию, исходящую от ума или интеллекта; а когда мысль не является более

необходимой, энергия уходит, и мысль становится подобной мертвому организму.

Кришнамурти: Правильно.

Бом: И вот уму очень трудно согласиться с этим. Срав-нение между мыслью

и организмом кажется таким неубеди-тельным, ведь мысль не имеет субстанции,

а организм субстанцию имеет. Поэтому смерть организма представляется чем-то

гораздо большим, нежели смерть мысли. Вот этот-то пункт и не ясен. Можете ли

вы сказать, что смерть мысли по сути является смертью всего организма?

Кришнамурти: Очевидно.

Бом: Хотя она и в малом масштабе, она той же природы? Кришнамурти: Как

мы сказали, в организме и в мысли - в обоих действует энергия, и движение

мысли происходит за счет этой энергии; так что мысль не может увидеть

собственную смерть.

Бом: У нее нет возможности вообразить, спроецировать или постичь ее.

Кришнамурти: Поэтому она убегает от смерти. Бом: Да, она создает себе

иллюзию.

Кришнамурти: Разумеется, иллюзию. И она создала иллюзию бессмертия или

бытия по ту сторону смерти, проек-цию собственного желания своей

непрерывности.

Бом: Ну вот, перед нами одна из причин: началом мысли могло явиться

желание непрерывности существования орга-низма.

Кришнамурти: Да, верно; а затем она пошла еще дальше. Бом: Пошла

дальше: стала желать собственной непре-рывности. Это было ошибкой, именно

здесь она направилась по неверному пути. Она стала считать себя чем-то более

обширным, чем сам организм, не просто распространением его, а его сущностью.

Сначала мысль просто функционирует в организме, а затем она начинает

представлять себя сущ-ностью организма.

Кришнамурти: Правильно.

Бом: Затем мысль начинает желать своего собственного бессмертия.

Кришнамурти: А сама она знает, очень