Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Бом: Любую вещь, которую мы видим, мы воспринимаем через наш

собственный опыт, нашу собственную обусловлен-ность. Так что реальность,

очевидно, не может быть пол-ностью независимой от человека.

Кришнамурти: Да.

Бом: Она может быть относительно независимой. Дерево - это реальность,

которая относительно независима, но наше сознание превращает его в

абстракцию.

Кришнамурти: Вы считаете, что реальный человек -- это продукт влияния и

обусловленности?

Бом: Да, взаимодействия и реакции.

Кришнамурти: И все его иллюзии также созданы им самим.

Бом: Да, люди смещали все вместе.

Кришнамурти: А каково отношение нормального, ра-зумного, здорового,

цельного человека к реальности и исти-не?

Бом: Это мы должны рассмотреть, но не можем ли мы раньше разобраться в

вопросе об истине? Мне кажется, часто очень полезно обращаться к этимологии

слов. Слово 'true' (истинный), по латыни 'verus', означает 'то, что есть'.

Так же, как в английском языке 'was' и 'were', или в немецком 'wahr'. И вот

в английском языке корень слова 'true' означает честный, верный; понимаете,

мы часто говорим:

линия правильна, машина работает правильно. Была такая сказка, я

когда-то читал, о нити, которая тянулась правиль-но; это был образ прялки с

прямо тянущейся нитью.

Кришнамурти: Очень хорошо.

Бом: И теперь мы можем сказать, что когда в нашем сознании движение не

искривлено, наша мысль или сознание верно отражает то, что есть. А если это

не так, то отражение ложно. Ложность сознания -- это не просто неверная

инфор-мация, но действительно искривленное движение реальнос-ти.

Кришнамурти: Итак, вы утверждаете, что до тех пор, пока человек

нормальный, здоровый, цельный и разумный, его нить всегда идет прямо.

Бом: Да, его сознание движется по прямой нити. Следо-вательно, его

реальность...

Кришнамурти: ... отличается от реальности человека, у которого нить

искривлена, который неразумен, невротичен.

Бом: Весьма отличается. Последний, пожалуй, даже ненормален. Вы можете

наблюдать, как искажена одна и та же реальность у ненормальных людей, - они

иногда вообще не способны ее воспринимать.

Кришнамурти: А нормальный, здоровый, цельный, свя-той человек -- каково

его отношение к истине?

Бом: Если вы принимаете такое значение этого слова, если вы согласны,

что истина - это то, что есть, а также и правильное отношение к тому, что

есть. Тогда вы должны сказать, что этот человек есть все это.

Кришнамурти: Таким образом, вы могли бы сказать, что нормальный и

цельный человек есть истина?

Бом: Конечно, он есть истина.

Кришнамурти: Такой человек есть истина. Он может определенным образом

мыслить о вещах, которые являются реальностью, но он есть истина. Он не

может мыслить неразумно.

Бом: Я, конечно, не сказал бы так категорично, я допускаю, что он может

ошибаться.

Кришнамурти: Безусловно.

Бом: Но он не упорствует в своей ошибке. Иначе говоря, это человек,

который, допустив ошибку, признает и исправ-ляет ее.

Кришнамурти: Да, совершенно верно.

Бом: Бывает и так, что человек совершает ошибку, но ум его не прямой, и

потому он продолжает стоять на своем. Однако, нам надо вернуться к вопросу о

том, укладывается ли истина в масштабы отдельного человека, или она вмещает

в себя и других людей, как и природу?

Кришнамурти: Она все это в себя включает.

Бом: Да, таким образом, истина одна. Но есть много различных вещей,

составляющих сферу реальности. Всякая вещь обусловлена, вся сфера реальности

обусловлена. Но сама истина, очевидно, не может быть обусловленной, она не

может зависеть от вещей.

Кришнамурти: Каково тогда отношение к реальности человека, который

является истиной?

Бом: Он видит все и своим видением постигает реаль-ность. Что касается

слова 'comprehend', то оно означает охватывать все в целом.

Кришнамурти: Он не разделяет реальность. Он говорит: 'Я ее постигаю,

вмещаю, я ее вижу'.

Бом: Да, все это составляет единое поле реальности, сам человек и все,

что существует. Поле реальности содержит в себе вещи, которые обусловлены,

так что человек постигает обусловленность.

Кришнамурти: А постигая обусловленность, он свободен от

обусловленности.

Бом: Тогда как будто ясно, что все наше знание, основан-ное на мысли, в

действительности -- лишь часть этого единого