Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

той глубины чувства,

с которой вы говорите мне о полной внутренней защищенности. И вот я

обращаюсь к вам: 'Послушайте, как вы собираетесь передать мне эту красоту?'

Зерно истины

Кришнамурти: Если зерно истины посажено, оно долж-но действовать,

должно расти, функционировать, его жизнь -- в нем самом.

Бом: Миллионы людей, возможно, читали или слышали то, что вы говорите.

И создается впечатление, что большин-ство из них вас не поняло. Считаете ли

вы, что рано или поздно, все они вас поймут?

Кришнамурти: Нет, но это продолжается, это их потре-вожило, они

спрашивают: 'Что он этим хочет сказать?' Зерно работает, оно растет, оно -

не мертвое. Вы можете сказать что-то ложное, и оно также будет работать.

Бом: Да, но в настоящее время мы видим борьбу, которая происходит между

ложным и истинным, и невозможно предвидеть исход этой борьбы; мы не можем

быть уверены в результате.

Кришнамурти: Вы заронили в меня зерно: 'Истина - это страна без дорог'.

А в моем сознании зреет также и другое зерно, которое говорит: 'Путь к

истине существует, следуй за мной'. Одно зерно ложно, другое - истинно. Оба

они внедре-ны в мое сознание. И в нем происходит борьба. Истинное и ложное -

оба действуют, и если я достаточно восприимчив, то эта борьба рождает

тревогу и причиняет мне все большее беспокойство и страдание. Что

произойдет, если я не буду уклоняться от этого страдания?

Бом: Совершенно ясно, что произойдет, если не будете уклоняться: у вас

будет энергия, чтобы увидеть истинное.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Но сейчас давайте возьмем людей, которые бегут от страдания, а

таких - большинство.

Кришнамурти: Они остаются в стороне, совершенно верно, миллионы

остаются в стороне. Но борьба все же продолжается.

Бом: Да, и это создает смятение.

Кришнамурти: Именно это они создают.

Бом: Да, но мы не знаем, к чему это ведет.

Кришнамурти: О, мы знаем - к диктатуре, к вырожде-нию.

Бом: Я знаю, что становится все хуже. Но в данный момент мы хотим

сделать это понятным. К тем немногим людям, которые не бегут от страдания,

приходит энергия, делающая возможным восприятие истины. У большинства же

людей, которые уклоняются от страдания, дело обстоит все хуже.

Кришнамурти: А они правят миром.

Бом: Итак, каков же выход?

Кришнамурти: Говорят, что на вопрос, как из этого положения выйти, не

существует ответа.

Бом: Это тоже не ответ.

Кришнамурти: Говорят, что можно разрешить эти про-блемы, если

уединиться в горах или уйти в монастырь, стать монахом - но это ничего не

решает. Все, что остается делать - это продолжать кричать.

Бом: Да, тогда нам придется сказать, что мы не знаем результата, не

знаем, какой от этого крика будет толк.

Кришнамурти: Если вы надеетесь с помощью крика найти решение проблемы,

то вы заблуждаетесь.

Бом: Да, такова ситуация.

Кришнамурти: Вы говорите, вы указываете. Если никто не хочет обратить

внимание - это их дело; но вы продолжаете.

Теперь я хочу пойти дальше. Видите ли, существует тайна; мысль не может

коснуться ее. В чем ее суть?

Бом: Суть этой тайны? Я думаю, вы могли бы подойти к этому так: когда

вы рассматриваете сферу мысли, интеллекта и пр., вы определенно видите, что

она не имеет ясной основы. И вам становится понятно, - 'то, что есть' должно

быть за пределом видения. 'То, что есть' - тайна.

Кришнамурти: Да.

Бом: Исходя из сказанного, полагаю, вы не можете жить в этом поле

реальности и мысли.

Кришнамурти: Нет, разумеется, не могу. Но я не возра-жаю, я не

испытываю страха.

Бом: Вы не возражаете потому, что вы психологически защищены. Даже если

что-то случается с вами, это не задевает вас глубоко.

Кришнамурти: Я живу в поле реальности, это моя жизнь. Здесь я здраво

осознаю все, что происходит, я борюсь и продолжаю движение в этом поле. И я

никогда не могу прикоснуться к другому полю. Я не могу сказать: 'Я способен

этого коснуться'; не существует 'я', если вы действительно этого коснетесь.

Вы мне говорите: 'Существует тайна, которая превыше всякого понимания'.

И поскольку я нахожусь в плену у этого, мне хотелось бы получить то. Вы

говорите, что су-ществует тайна, потому что для вас это -- действительность,

не выдумка, не суеверие, не самообман. Для вас это истина. И то, что вы

говорите, благодаря