Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

мозг был

натренирован, приучен в течение веков к тому, чтобы двигаться на Север. И

вдруг он сознает, что движение на Север означает непрекращающийся конфликт.

Как только мозг это понял, он сам изменяется -- изменяется его качество.

Бом: Согласен, я понял. Это каким-то образом пробуж-дает иное движение.

Кришнамурти: Да, иное.

Бом: Не лучше ли подходит тут слово 'течение'?

Кришнамурти: Я шел на Север всю мою жизнь, и вдруг наступает остановка,

прекращается движение на Север. Но мозг не стремится на Восток, Юг или

Запад. Конфликт прекращается - верно? Потому что нет движения ни в каком

направлении.

Бом: Тогда ключевой момент - направление движения. Когда движение

фиксировано направлением, когда оно на-правлено внутрь, оно приходит к

конфликту. Но внешне мы нуждаемся в фиксированном направлении.

Кришнамурти: Конечно, нуждаемся. Это понятно.

Бом: Да. Итак, когда мы говорим, что мозг не имеет фиксированного

направления, как он тогда движется? Во всех направлениях?

Кришнамурти: Я говорю это с некоторым сомнением. Когда действительно

приходишь к такому состоянию, то можно ли сказать, что это источник всей

энергии?

Бом: Да, когда движешься все глубже и все более внутрь.

Кришнамурти: Это действительно глубоко внутреннее движение; не внешнее,

которое становится внутренним; оно не внешнее и не внутреннее...

Бом: Да, мы можем отрицать и то и другое, и внешнее движение и

внутреннее, так что всякое движение по-видимо-му прекращается.

Кришнамурти: Не является ли это источником всей энергии?

Бом: Да, пожалуй, мы могли бы так это определить.

Кришнамурти: Могу я сказать немного о себе?

Бом: Конечно.

Кришнамурти: Сначала о медитации. Всякая сознатель-ная медитация - это

не медитация -- верно?

Бом: Что Понимаете вы под сознательной медитацией?

Кришнамурти: Преднамеренная, практикуемая медита-ция - это медитация,

которая фактически уже промедитирована. Существует ли медитация, которая не

продумывается заранее и не служит для эго средством становления,

положи-тельного или отрицательного?

Бом: Прежде чем пойти дальше, не можем ли мы определить, чем должна

быть медитация? Не является ли она наблюдением за наблюдающим умом?

Кришнамурти: Нет. Она выходит за пределы всего этого. Я пользуюсь

словом 'медитация' в том смысле, что в ней нет ни крупицы какого бы то ни

было чувства или сознательного стремления становиться, достичь какого-то

уровня.

Бом: Ум просто наедине с самим собой, он спокоен.

Кришнамурти: Это то, к чему я хочу подойти.

Бом: Когда ум ничего не ищет.

Кришнамурти: Видите ли, я не медитирую в обычном смысле этого слова.

Происходит так, что, медитируя, я пробуждаюсь.

Бом: В том состоянии?

Кришнамурти: Однажды в Индии я проснулся ночью; взглянул на часы --

было четверть первого. И мне трудно это выразить словами, ибо это звучит

нелепо - источник всей энергии пребывал, был достигнут. И это оказывало

чрезвы-чайно сильное воздействие на мозг. Также и физическое. Мне, к

сожалению, приходится говорить о себе, но, понима-ете, вообще не

существовало разделения, не было ощущения мира, 'меня'. Вы следите? Было

только ощущение источни-ка огромной энергии.

Бом: Таким образом, мозг был в контакте с этим источ-ником энергии?

Кришнамурти: Да, и как я говорю уже в течение шести-десяти лет, я хотел

бы, чтобы и другие его достигли - нет, только не достигать его. Вы

понимаете, о чем я говорю? Все наши проблемы были бы разрешены. Потому что

это чистая энергия от самого истока времени. И вот, как я - не 'я',

понимаете, - как кто-то, не поучая, не помогая, не подталки-вая, мог бы

сказать: 'Вот путь, который ведет к состоянию абсолютного мира и любви'?

Жаль, что приходится пользо-ваться этими словами. Но предположим, что вы

пришли к такому состоянию, и ваш мозг охвачен трепетом: как могли бы вы

помочь другому? Понимаете? Помочь - не словами. Как могли бы вы помочь

другому к этому прийти? Вы понимаете, что я пытаюсь сказать?

Бом: Да.

Кришнамурти: Мой мозг - но не обязательно мой -развивался. Эволюция

предполагает время, мозг может мыс-лить, жить только во времени. И для мозга

отрицание времени означает колоссальную активность, мгновенное разрешение

любой проблемы, любого вопроса, какой бы только